На сайте http://www.khodorkovsky.ru/society/891.html приводятся данные исследования, проведенного «Левада-Центром» в сентябре 2004 года.
Очередной замер общественного мнения об отношении к делу Ходорковского и других руководителей компании ЮКОС проходил 24-27 сентября 2004 г. Опрос проходил в 46 регионах и 128 населенных пунктах, всего опрошено 1601 человек в возрасте 18 лет и старше по общероссийской репрезентативной выборке, отражающей основные социально-профессиональные и социально-демографические характеристики взрослого населения России. Допустимые статистические колебания составляют +/- 3.4%.
Все табличные распределения и цифровые данные, приводимые в настоящем отчете, представляют собой проценты к числу опрошенных (далее этот момент специально не оговаривается).
Пристально и систематически следят за ходом дел вокруг компании и судебным процессом «ЮКОС» всего 11%, еще 36% — иногда обращают внимание на соответствующую информацию, но без особого интереса и 49% не следят вообще (но только лишь 4% вообще ничего не слышали об этом деле). Среди тех, кто следит за информацией по ЮКОсу, гораздо больше людей пожилых и среднего возраста (от 40 лет и старше –14%, среди молодых таких только–7%), образованных, людей с высоким уровнем доходов, чаще голосовавшие раньше за демократов, сторонники «Единой России»). Сочувствуют Ходорковскому более молодые, образованные и с высоким уровнем дохода. Недоброжелательное отношение свойственно главным образом пожилым и образованным людям.
Это тот контингент, кто не в состоянии адаптироваться к идущим изменениям, довольно критически или негативно относится к Путину, ждет, что раздел компании как-то скажется на изменении социальной политики, усилении поддержки малоимущих и социально слабых, что «богатства» олигархов могут быть распределены между нуждающимися, как это обещал в свое время замгенпрокурора.
Мнения о характере действий властей в отношении компании практически не изменились за прошедшие три месяца. Всего четверть опрошенных готовы признать законными действия, направленные на банкротство и разорение компании, напротив, к тому, что эта тактика имеет мало общего с правом, с правовым государством, склоняется более 40%.
Табл.1
Как вы полагаете, законны ли действия властей, ведущих к банкротству компании ЮКОС, или это произвол с их стороны?
Тем не менее, в сентябре становится заметным то давление на общественное мнение, которое оказывают СМИ, воспроизводя практически только официозную точку зрения и не давая публике никакой иной информации, создавая информационную блокаду вокруг процесса. В сентябре увеличилась доля конформистов, готовых согласиться с тем, что суд будет таким, как надо, справедливым и честным, и одновременно, резко уменьшилось количество недоверяющих властям и суду (с 48 до 30 пп.).
Табл.2
Как вы думает, будет ли суд / Считаете ли вы суд над бывшими руководителями «ЮКОСа» М.Ходорковским и П.Лебедевым справедливым, объективным и беспристрастным?
Тем не менее, большая часть россиян не сомневается в том, что власти оказывают давление на суд с целью добиться от него требуемого ими решения. Уверены в этом — 43%, думают иначе, а именно: что суд проходит так, как должно – 21% и, еще раз повторим, на этот раз отмечается очень большое число затрудняющихся с ответом – 36%. Заметно чаще о зависимости суда от властей говорят жители крупных и средних городов (50 и 49%, реже всего – сельчане –37%, хотя разброс мнений невелик +/- 6 пп.). Именно поэтому проводимый под лозунгом «перед законом все равны» судебный процесс меньше всего воспринимается как защита законности в стране и соблюдение духа права. Почти половина опрошенных (49%) на вопрос, повлияли события вокруг Юкоса и сам судебный процесс над Ходорковским на их представления о законности и порядке в стране, ответили «не повлиял», 15% заявили, что это уменьшило их уверенность в законности в стране. И лишь12% (в Москве даже – 6%) заявили, что «действия властей придали им большей уверенности» в том плане, что правоохранительные органы и власти страны соблюдают порядок и букву закона. 24% затруднились с ответом (интересно, что больше всего среди этой категории москвичей, наиболее подготовленной и информированной публике в стране).
Табл.3
Оказывает ли власть давление на судей в деле Ходорковского, пытаясь заставить вынести их обвинительный приговор?
Абсолютное большинство опрошенных – 69% убеждены в том, что в основе многих заявленных в последнее время налоговых нарушений российскими компаниями лежит несовершенство самого российского законодательства (противной точки зрения придерживается лишь 15%). Это доминирующее в обществе мнение (16% — затруднились ответить на этот вопрос). Различия между отдельными категориями респондентов здесь сравнительно незначительны: более категорично высказываются высокообразованные люди (80%), но и у наименее образованных доля подобных ответов составляет 62%. Даже партийные предпочтения и позитивное отношение к властям, включая президента, не играет в данном случае существенной роли: среди избирателей КПРФ и ЛДПР этой точки зрения придерживаются по 72%, у «единороссов» – 67% (самый низкий показатель, но и он все на 2 пп. ниже средних значений), «родинцев» — 74%, демократов – 90%. Нет значимых различий и в социально-профессиональных характеристиках опрошенных, иначе говоря, это то самое «общее мнение» в России.
Относительно представления о мотивах преследования Ходорковского властями, единого мнения нет. Самая большая группа опрошенных (35%) склонна видеть в действиях государственных преследователей более или менее выраженное стремление передать активы, принадлежащие Ходорковского другим лицам, которых отберет и определит высшее начальство. Очевидно, что такое понимание действия правоохранительных органов ничего общего с «законом», с правовым сознанием не имеет, это традиционное для России отношение к власти, как произволу, государству, как хозяину своим крепостных поданных («закон, что дышло…»). Близкий к первому по своей социальной сути, но несколько модернизированный второй вариант (второй по частоте упоминаний), приписываемый властям мотив — стремление ограничить влияние Ходорковского на политическую жизнь в стране, нейтрализовать возможности Ходорковского поддерживать оппозиционные Кремлю партии и общественные организации. Это столь же привычный прагматический цинизм, характерный во многих отношениях для нашего общества. Так думает 27% (в этой группе заметно чаще встречаются образованные и зрелые жители крупных городов и столиц).
Обстоятельствами личной вражды к Ходорковскому высокопоставленных чиновников в правительстве и администрации президента объясняют «дело ЮКОС» явное меньшинство (16%, чаще это обстоятельство указывают жители села — 19%).
И всего лишь 11% респондентов верят, что властями в этом случае движет забота о благе страны и народа, стремление потратить на социальные нужды деньги, отобранные у Юкоса. Как правило, это пожилые и не очень образованные люди с низким доходом.
Массовые представления о том, как закончится сам процесс против руководителей компании, довольно неопределенны и, как ни странно, лишены «кровожадности» и мстительности, которых можно было бы ожидать, учитывая общий тон официальной компании борьбы с «олигархами, ограбившими народ». Прежде всего отметим, большую групп не знающих, затрудняющихся с ответом (39%), что вполне понятно, учитывая некоторый иррационализм самой борьбы с Ходорковским и нефтедобывающей корпорацией, непредсказуемость властей, отсутствие единой и понятной логике властей, очевидное наличие разных участников процесса преследований. 10% полагают, что дело кончится полным оправданием Ходорковского, 30% — условным его осуждением и выходом из тюрьмы (что близко по сути к первой версии, но отличается от первой сознанием, что властям надо сохранить лицо в этой проигрышной ситуации). 14% думают, что дело закончится относительно мягким приговором и осуждением его на 3-5 лет и только 7% считают, что Ходорковскому дадут «по максимуму», осудят на 10 лет и более. Принципиальных различий в мнениях разных социальных групп в этом плане нет.
Табл. 4
В случае разорения и банкротства компании ЮКОС экономическое положение в стране улучшится, ухудшится или останется без изменений?
Мнения опрошенных о возможных последствиях нынешней политики властей, связанных с преследованием частного бизнеса за налоговые нарушения прошлых лет, практически поровну разделились: 39% считают, что эти акции пойдут на пользу России, 43% — во вред.
Табл. 5
Если частные бизнес-структуры будут сейчас преследовать за налоговые нарушения прошлых лет вплоть до разорения и закрытия — это пойдет на пользу России или нет?
Чаще о позитивных последствиях репрессий против фирм, нарушавших налоговые правила, говорят пожилые люди, горожане, сотрудники силовых структур (51%), предприниматели, служащие (по 45%), реже всего – учащиеся, студенты – 18%. На вред, который будет нанесен стране (ее экономике, общественной атмосфере, правовой культуре и т.п.) этими действиями, соответственно, чаще всего заявляют учащиеся (57%), специалисты (52%), руководители предприятий и организаций (49%), рабочие и предприниматели (по 45%).