Пресс-выпуски

Л.Седов: Обзор сентябрьских опросов

  • Эхо бесланской трагедии
  • Отношение к войне в Чечне
  • Рейтинги одобрения и доверия президента, министров и других политиков
  • Характеристики президента
  • Отношение к предложенным социальным реформам
  • Россияне о переменах в государственном устройстве России
  • Отношение к Америке и «мировому заговору»
  • Олимпийские игры в общественном мнении россиян

Общественные настроения в сентябре формировались под сильнейшим воздействием трагических событий в Беслане 1-3 сентября и реакции на них российских властей. Во второй половине месяца значительное влияние на общество оказали оценки этих событий в выступлениях президента В.Путина и последовавшие за ними предложения по изменению государственного устройства страны.
На протяжении сентября Центр провел четыре исследования по общественно-политической тематике: опрос типа «Блиц» среди жителей Москвы (сразу же после событий в Беслане), опрос типа «Мониторинг» и два опроса типа «Курьер» (в середине и в конце месяца). В настоящем обзоре представлены основные результаты этих исследований.

Эхо бесланской трагедии

Страшные события в Беслане, массовая гибель детей от рук террористов произвели на российское общество гнетущее впечатление. Сопоставим оценки политической обстановки и политических ожиданий в июле и сентябре, т.е. до и после этих событий.

«Как бы Вы оценили в целом политическую обстановку в России?»

  

Июль

Сентябрь

Благополучная

3

2

Спокойная

26

10

Напряженная

48

60

Критическая, взрывоопасная

9

20

Затруднились ответить

14

8

Исследования типа «Мониторинг», 2100 чел.

Обращает на себя внимание невиданно резкий рост оценок ситуации как «напряженной» и «критической».

«Как Вы думаете, что ожидает Россию в ближайшие месяцы в политической жизни?»

  

Июль

Сентябрь

Значительное улучшение ситуации

1

2

Некоторое улучшение ситуации

31

24

Некоторое ухудшение ситуации

19

26

Значительное ухудшение ситуации

4

7

Затруднились ответить

45

41

Исследования типа «Мониторинг», 2100 чел.

Как видим, политические ожидания из преимущественно позитивных (32-23) превратились в преимущественно негативные (26-33).Результаты операции по освобождению заложников в Беслане почти однозначно оценены в общественном мнении как неудовлетворительные, и это заметно отличает последействие теракта в Беслане от того воздействия, которое оказал на общественное мнение в чем-то аналогичный теракт на Дубровке в Москве. Вот как выглядят тогдашние и нынешние ответы на вопрос: «Как вы оцениваете результаты операции по освобождению заложников?»

 

В Беслане, 2004*

На Дубровке, 2002**

Успешные

4

23

В целом удовлетворительные

30

55

Неудовлетворительные

61

19

*)Исследование типа «Курьер», сентябрь 2004

**) Исследование типа «Экспресс», ноябрь 2002

Вместе с тем, большинство опрошенных связывает большое количество жертв, прежде всего, с беспрецедентной жестокостью террористов и со случайным стечением обстоятельств в результате общего хаоса и лишь во вторую очередь — с неумелыми действиями военных и спецслужб и нежеланием российских властей вступать в переговоры с террористами.

«Почему количество жертв захвата школы в Беслане оказалось столь велико?»

Из-за жестокости террористов

57

Из-за стечения случайных обстоятельств, общего хаоса

43

Из-за неумелых действий военных и спецслужб

32

Из-за нежелания вступать в переговоры

12

На вопрос, какую задачу ставили перед собой власти в связи с захватом заложников, 43% ответили, что в своих действиях власти руководствовались стремлением сохранить жизнь заложникам; 13% считают, что главной задачей было «не пойти на поводу у террористов»; 10% полагают, что во главе угла стояла задача цель уничтожения террористов, а 29% ответили, что власти вообще пребывали в состоянии растерянности и не знали, что надо делать.
На вопрос: «Можно ли было ради спасения заложников выполнить некоторые требования террористов?» положительно ответили в среднем 56%. По мнению 37%, ни на какие уступки нельзя идти, т.к. в дальнейшем это грозит новыми захватами заложников. Это мнение особенно распространено среди тех, кто главной задачей властей назвали уничтожение террористов.

Представления о мотивах действий боевиков распределяются так:

  • запугать российские власти, заставить их отказаться от своей политики в Чечне — 45%%

  • обострить межнациональные конфликты на Кавказе, «взорвать» Северный Кавказ — 36%

  • отомстить России, русским и их союзникам-осетинам за войну в Чечне — 33%

  • продемонстрировать силу «боевиков» и бессилие перед ними федералов — 28%

  • погубить как можно больше людей — 27%

  • подорвать авторитет России на международной арене — 19%

  • еще раз привлечь внимание мировой общественности к войне в Чечне — 16%

  • развязать руки спецслужбам, «силовикам», «подстегнуть» боевые операции федеральных сил в Чечне — 6%

  • остановить войну в Чечне — 6%

  • добиться переговоров на достойном уровне — 4%

Только 13% опрошенных сочли, что представители власти говорят населению «всю правду» о событиях, связанных с захватом и освобождением заложнков Беслане (для сравнения: после событий на Дубровке так полагали 9%), 56% (58%) полагают, что им говорят лишь “часть правды”, 22% (23%)- что от них скрывают правду”, 5% (5%) — что их сознательно вводят в заблуждение. Отвечая на вопрос, почему власти не сообщали полной информации о происходившем, респонденты чаще всего (32%) указывали, что власти тем самым пытались «скрыть свои ошибки и преуменьшить масштабы трагедии», 20% объясняло это стремлением «не создавать паники и страха», 13% — тем, что власти сами находились в растерянности и не имели полной информации, 12% — стремлением сохранить в секрете приемы спецслужб.
Наименьшим доверием властям отличаются те респонденты, которые усматривают в их действиях растерянность и некомпетентность. В этой группе респондентов велика доля представителей нижней части среднего класс, лиц с высшим образованием, и наиболее характерно для этих людей вообще неверие в способность российских властей контролировать что бы то ни было. В частности, например, 77% среди них убеждены, что власть не способны контролировать ситуацию на Северном Кавказе. (В среднем по стране вера в возможность контролировать положение на Северном Кавказе тоже невелика: только 31% отвечают на этот вопрос положительно, а 63% дают отрицательный ответ).
Когда речь заходит об отставке высших руководителей силовых структур, ответственных за неудачные действия в Беслане, за отставку Патрушева и Нургалиева высказываются 39%, против – 43%; за отставку С. Иванова – 25%, против – 59%. И уж совсем небольшая часть опрошенных поддержала бы требование отставки президента Путина: 16% за отставку, 72% против.

В то же время в ответах на вопрос: «Что следовало бы сделать Путину после того, как он получил сообщение о захвате школы в Беслане?» (можно было дать несколько ответов) явно сквозит недовольство излишней пассивностью и медлительностью президента. Вот как распределились эти ответы:

Президенту надо было

  • сразу же обратиться к народу с объяснением ситуации и позиции руководства страны – 39%;

  • приехать в Беслан, чтобы вести переговоры с террористами – 26%;

  • координировать действия по освобождению заложников из Москвы – 23%;

  • приехать в Беслан, чтобы лично руководить операцией – 19%;

  • согласиться выполнить требования террористов, чтобы освободить заложников – 19%.

Практически любая ситуация с захватом заложников вызывает в обществе (не только у нас) полемику о допустимости уступок террористам ради спасения жизней заложников. Сопоставим позиции общественного мнения по этому вопросу в ноябре 2002 г., после Дубровки, и в сентябре 2004 г., после Беслана

«…Что более важно в таких ситуациях?»

  

Ноябрь

2002

Сентябрь

2004

Обезвредить преступников, даже если это приведет к человеческим жертвам

53

37

Любой ценой избежать крови, даже если для этого придется выполнить требования бандитов

37

56

Затруднились ответить

10

7

Вопросы приводятся в формулировках 2002 г.

Нетрудно заметить, что общественное мнение в сентябре 2004 г. выглядит заметно более гуманным, в большей мере ориентированным на спасение людей. В этом плане к нему близки официальные декларации, но, к сожалению, не действия властей в дни бесланской трагедии.
42% опрошенных выразили мнение, что массовых жертв в Беслане можно было бы избежать, если бы в переговорах с террористами участвовал президент В.Путин. 37% сочли, что для этого могли быть полезны переговоры с участием А.Масхадова.
Весьма примечательно, что официальная версия, согласно которой теракт в Беслане и другие теракты последнего времени имеют своим источником прежде всего мировой заговор против России, не находит поддержки у большинства населения. «Как вы считаете, теракт в Беслане это…?»

  • Результат войны, которая почти 10 лет ведется в Чечне – 39%

  • Результат происков международного терроризма – 27%;

  • Результат происков врагов России на Западе – 12%;

  • И то, и другое, и третье – 17%

Рост терроризма в России, по мнению 34% опрошенных, вызван в основном происками «враждебных сил», а по мнению 35% — «ошибочной политикой российских властей».
Там же, где речь заходит о мотивах, которыми движимы террористы, обнаруживается нежелание большинства видеть в террористических актах реакцию на насилие, осуществляемое федеральными силами в Чечне и стремление объяснить террористическую деятельность, прежде всего, корыстными мотивами.

«Что движет террористами?»

  • стремление к наживе, к деньгам, которые платят за проведение терактов — 48%

  • чувство мести за гибель близких и разруху, учиненную федеральными силами в Чечне — 22%

  • агрессивная природа, находящая свой выход в насилии над людьми — 14%

  • ничем не обоснованное чувство ненависти к нашей стране, нашему народу — 12%

Из таких представлений вытекает и мнение том, что наиболее эффективным способом борьбы с терроризмом было бы перекрытие каналов финансирования террористических организаций ( 31%), физическое устранение лидеров террористических организаций ( 25%), беспощадная борьба с бандформированиями — (23%); лишь 13% отметило другой вариант — ликвидация в Чечне тех экономических и социальных условий, которые привлекают в ряды террористов новых людей.
Данные последних опросов говорят о крайне низкой оценке населением способности властей решить проблему терроризма. Последние заявления и действия руководства России расценивают как «твердые и решительные» 36% опрошенных, но 40% видят в них свидетельство «растерянности и неуверенности в своих силах». Три четверти респондентов убеждены, что власти не смогут защитить жителей страны от новых терактов, и только 18% не отказывают им в такой способности. Как ни странно, такую уверенность можно чаще обнаружить у москвичей, голосовавших против всех кандидатов на последних президентских выборах.
Значительная часть россиян, реагируя на призывы к властей и лично президента к борьбе со зловещими мировыми силами, проявляют готовность отказаться от ряда демократических прав и свобод, предоставив спецслужбам и органам првопорядка чрезвычайных полномочий.

Россияне готовы:

  • На ужесточение процедуры контроля документов, досмотра подозрительных лиц — 89% (против — 7%)

  • На разрешение спецслужбам организовывать покушения на террористов в других странах — 82% (против — 9%)

  • На временную отмену некоторых конституционных свобод (свободы передвижения и выезда за рубеж и др.) — 60% (против — 32%)

  • На запрет деятельности тех общественных организаций и печатных изданий, которые ставят под сомнение политику президента по отношению к террористам — 59% (против — 28%)

  • На разрешение спецслужбам прослушивать телефонные разговоры и просматривать электронную почту — 57% (против — 34%).

Вообще, 35% — это тот максимум, который набирают возражения против самых одиозных предложений по ограничению свобод и прав. Пойти же на такие ограничения готовы 60% или чуть меньше. А в каких-то случаях (предложение «мочить», уничтожать террористов за границей) либерализм и правосознание отказывает и самым завзятым либералам.Надо отметить, что в разных слоях общества по-разному дорожат теми или иными свободами.

«Готовы ли Вы ради защиты от террористов…

разрешить спецслужбам прослушивать телефоны и просматривать электронную почту?»

  

Да

Нет

ВСЕГО

57

34

Высшее образование

55

41

Ниже среднего

66

22

18-24 г.

49

45

55 лет и старше

66

25

… запретить деятельность общественных организаций и печатных изданий, ставящих под сомнение политику президента по отношению к террористам?»

  

Да

Нет

ВСЕГО

59

28

Высшее образование

51

43

Ниже среднего

61

22

18-24 г.

50

34

55 лет и старше

65

23

Наибольшую готовность подчиниться ограничениям свобод проявляют менее образованные и пожилые люди. В большей мере (хотя и не в большинстве) не согласны с этим люди молодые и образованные.

Отношение к войне в Чечне.

Бесланская трагедия вызвала некоторый подъем воинственных чувств в отношении Чечни. Если в августе соотношение ответов «продолжать военные операции»/ «начать мирные переговоры» составляло 21/68, то сразу после Беслана оно выглядело как 32/55. (После захвата «Норд-Оста» подъем воинственности был гораздо круче – 48/44). После Беслана на 8 пп. стало меньше тех, кто верят в то, что в Чечне налаживается мирная жизнь (18% вместо 26%).
Те способы «политического урегулирования», которые практикуются в Чечне, большинство россиян не впечатляют. Только 27% считают прошедшие там выборы президента честными и только 23%, что они принесут Чечне стабильность; половина опрошенных в этом сомневаются, 48% отвечают, что выборы никак не скажутся на положении в республике и 12%, что они лишь обострят обстановку. В то же время большинство в 50% поддерживает политику перекладывания ответственности на избранные чеченские власти и лишь 31% такую политику не одобряют. Также половина опрошенных считает, что бесланский теракт не скажется на развитии событий в Чечне; 28% утверждают, что он приведет к обострению положения в республике, а 14% надеются, что он подтолкнет к переговорам.
Перспективы мирного разрешения чеченской проблемы выглядят на взгляд россиян весьма туманно, и благоприятный исход конфликта в последнее время лишь отдалился.

«Удастся ли в конце концов наладить положение дел в Чечне, обеспечить там порядок и мирную жизнь?»

  

Февраль 2002

Октябрь 2003

Сентябрь 2004

Наладить мирную жизнь удастся в ближайшие годы

13

19

12

На это потребуется много лет

42

41

51

Это вообще не удастся, Чечня в течение десятилетий будет источником напряжения

27

21

25

России придется признать независимость Чечни от России

9

10

8

Число опрошенных

1600

1600

1600

Без малого половина опрошенных полагают, что с сепаратистами, без всякого различения на «умеренных» и «отморозков», вступать ни в какие контакты не следует; 28% считают, что такие контакты могли бы быть полезны, внося раскол в ряды сепаратистов. Мнение о том, что чеченцы «понимают только язык силы, а попытки вести диалог на равных воспринимают как слабость», разделяют 53% опрошенных; не согласны с этим 34%. Это не мешает такому же числу (54%) опрошенных отвечать, что чеченцы такие же граждане, как русские, живущие, скажем, во Владимирской, Тамбовской и др. областях России (29% так не считают). То, что следующее поколение чеченцев будет «более мстительно и враждебно» относиться к России и русским, предполагают 58% россиян, и только 20% считают, что это поколение будет более миролюбивым.
Примечательно, что всплеск напряженности в связи с террористическими актами не приводит к росту требований силой удержать Чечню в составе России. Сопоставим суждения о возможности отделения Чечни от России, полученные в ноябре 2002 г. (после событий на Дубровке) и в сентябре 2004 г.

«Как бы Вы отнеслись к возможности отделения Чечни от России?»

    

2002 

ноябрь

2004

сентябрь

Считаю, что отделение Чечни от России уже фактически состоялось

12

11

Был бы только рад такому развитию событий

25

30

Это не произвело бы на меня особого впечатления

14

17

Против такого развития событий, но готов смириться с ним

15

16

Считаю, что этому следует воспрепятствовать любыми средствами, включая военные

26

18

Затруднились ответить

9

10

Рейтинги президента, министров и политиков.

Данные опросов позволяют констатировать, что рейтинг одобрения деятельности Путина в результате событий в Беслане в начале сентября понизился до рекордно низкого за все годы президентства показателя 66/31 (впрочем, и августовский показатель уже был рекордным), но в конце месяца поднялся до 72/26 . Наиболее сильное повышение рейтинга (с 56/39 до 73/21) фиксируется в Москве. Понижение рейтинга отмечено в средних и малых городах. Самый худший показатель — 61/39 – наблюдается в Центральном округе (исключая Москву).
Рост оценок деятельности В.Путина произошел за счет старших возрастных групп. Возможно, это связано с тем, что тревоги в отношении «монетизации» льгот, сильнее всего выражавшиеся у этих групп, отошли на второй план после событий в Беслане. Кроме того, предложенные президентом политические реформы укрепили у части населения представления о «решительности» лидера.
Вообще же список достижений и потерь за время путинского правления имеет следующий вид:

«Как изменилось после избрания Путина президентом…»*

  

Улучшилось

Осталось неизменным

Ухудшилось

Экономическое положение России

58 (66)

31 (25)

9 (6)

Положение России на международной арене

54 (55)

28 (23)

11 (9)

Уровень жизни населения России

48 (47)

34 (38)

16 (11)

Положение со свободой слова, печати, перемещения за рубеж

42 (51)

32 (36)

12 (5)

Положение в области культуры, науки, образования

37 (36)

37 (39)

18 (10)

Уровень обороноспособности страны

33 (35

40 (32)

18 (17)

Положение в Чечне

25 (47)

45 (31)

22 (9)

*Цифры в скобках – это аналогичные данные, полученные в мае 2003 года.

Данные таблицы позволяют видеть, что баланс достижений и потерь во всех областях, кроме Чечни, на сегодняшний день имеет достаточно положительный вид. Однако, в таких сферах, как экономическое положение России, свободы и права и та же Чечня, по сравнению с 2003 годом имеет место отрицательная динамика.
Заметим также, что президентство Путина не ознаменовано, на взгляд россиян, большими успехами в области борьбы с коррупцией и с уменьшением роли и влияния бюрократии. В том, что и то, и другое осталось на прежнем уровне уверены 51% опрошенных. Соотношение больше/меньше коррупции составило 18/24, т.е. все же несколько в пользу уменьшения. Соотношение больше/меньше влияния бюрократии составляет 21/22.
В сентябре деятельность премьер-министра М.Фрадкова одобряли 40%, не одобряли – 43%, гораздо ниже оценки работы правительства в целом: 38% одобряющих при 54% не одобряющих.
Кстати, единственные в нашей классификации социально-демографические группы, в которых правительство имеет положительный баланс одобрения, это возрастная группа 18-24 лет (50/42) и лица с незаконченным высшим образованием, т.е. преимущественно студенты (50/45). Заметим, что в этих же группах наблюдается наивысшая степень уверенности в завтрашнем дне, вообще, находящаяся в нашем обществе на низком уровне: 33% уверенных на 64% неуверенных. Довольно четко выражена зависимость этой уверенности от уровня образования.

«Чувствуете ли вы уверенность в завтрашнем дне?»

  

Да*

Нет**

Высшее образование

40

57

Среднее

30

67

Ниже среднего

19

76

ВСЕГО

33

61

*)да, скорее да

**) нет, скорее нет

Из числа силовых министров только С.Иванов имеет положительный баланс оценок в общественном мнении (50:44), после бесланских событий он даже прибавил в рейтинге одобрения (в августе – 43:42). Негативно в целом оценивается деятельность Н.Патрушева (35:54) и Р.Нургалиева (33:54). Как и ранее, заметно преобладают негативные представления о деятельности представителей президента в федеральных округах (31:49), что свидетельствует о слабости устанавливаемой последние годы «вертикали власти». Оценки деятельности губернаторов остались преимущественно позитивными (49:48), хотя заметно снизились по сравнению с августом (54:46).
Число относящих В.Путина к деятелям, вызывающим наибольшее доверие, выросло в сентябре с 38% до 42%. Следующим по порядку упоминаний значатся С.Шойгу (15%), В.Жириновский (11%), Ю.Лужков (7%).

Отношение к социальным реформам.

Данные сентябрьских опросов выявляют преимущественно негативное отношение россиян к предложенным правительством реформам социальной сферы. Саму социальную реформу (замену льгот на денежные компенсации) считают продуманной — 17%, не считают продуманной — 64%, затрудняются ответить — 9%. Полагают, что эта реформа принесет стране больше пользы — 33%, больше вреда — 52%, затрудняются ответить 15%. По мнению 27% опрошенных, реформа принесет наименее защищенным слоям населения больше пользы , по мнению 60% — больше вреда, затрудняются ответить 12%.

Россияне о переменах в государственном устройстве России.

Данные опроса подтверждают, что половина жителей России не имеет ничего против того, чтобы в руках Путина была сосредоточена практически вся власть в стране. С точки зрения 51% респондентов это идет на благо России, и только 29% полагают, что такого рода авторитаризм не сулит стране ничего хорошего. (Остальные 20% затрудняются ответить). В наибольшей мере готовы поддержать авторитарные тенденции молодые люди (60% из тех, кому 18-24 г., 54% в возрасте 25-39 л.), более сдержанны старшие (46% в 40-54 г., 48% из тех, кому 55 лет и старше). Относительно меньше поддерживают авторитаризм президента высокообразованные (47%), среди имеющих среднее образование – 52%.
При этом только 15% опрошенных считают, что Путину удастся до окончания его второго срока справиться с проблемой терроризма, покончить с войной в Чечне. Не верят в это 79%. Не склонно население России и к тому, чтобы на выборах 2008 года проголосовать за кандидата, предложенного Путиным: только треть опрошенных уже сейчас выражает такую готовность; 35% отвечают, что их голосование будет зависеть от обстоятельств, а 21% принципиально проголосуют за другого, не предлагаемого Путиным кандидата. За внесение в Конституцию поправки, дающей Путину возможность избираться на 3-й срок, высказываются 48%; против этого — 36%. Примечательно также, что порядок, когда президент назначает председателя правительства и «силовых» министров, устраивает 36% ответивших, а 38% высказываются за то, чтобы правительство формировала партия (или коалиция партий), получивших на выборах в Думу более половины голосов.
При этом предпочтительным для России вариантом представляется существование двух-трех сильных партий (44% за это), а 34% опрошенных вообще считают, что нужна одна сильная правящая партия. Почти половина (49%) одобряют поднятие порога прохождения в Думу до 7% (против этого 23%) и 48% согласны с тем, что для регистрации общероссийской партии она должна насчитывать 100 тыс. членов (против этого 26%).

Как Вы относитесь к следующим предложениям:

  

Целиком за

Скорее за

Скорее против

Резко против

Затруднились ответить

Избирать губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента

18

26

28

13

15

Избирать депутатов ГД только по партийным спискам

9

28

28

12

23

Распустить нынешнюю Думу и провести выборы только по партспискам

7

23

32

16

23

Внести в Конституцию РФ изменения, позволяющие В.Путину избираться на третий президентский срок

17

31

21

15

16

Как видим, наибольшую поддержку получает (пока кулуарное) предложение относительно третьего срока В.Путина (49:37). Президентский проект избрания глав субъектов скорее одобряется, хотя и с небольшим перевесом (44:41). А выборы в Думу только по партспискам скорее не одобряются (37:40). (Обращает на себя внимание тот факт, что еще совсем недавно за голосование по спискам выступали всего 13%. Теперь же, поскольку инициатива исходит не от Вешнякова, а от Путина, число сторонников этой идеи выросло почти втрое). Наименьшее одобрение получает идея роспуска и перевыборов Думы (30:48).
Немалый интерес представляет разброс мнений о значении предложенный изменений в государственном устройстве. Лишь 9% опрошенных полагает, что изменения в порядке выборов губернаторов помогут вскоре решить проблему терроризма, еще 22% — что это будет способствовать такому решению. В то же время половина опрошенных (49%) считает, что предложенные изменения «не имеют никакого отношения» к борьбе с терроризмом, а 4% даже допускают, что они могут лишь обострить проблему терроризма. Почти поровну делятся суждения о том, как повлияют изменения в порядке выборов губернаторов на укрепление порядка и законности в стране: 42% полают, что это может способствовать укреплению порядка, 34% — что это не имеет никакого отношения к укреплению порядка, а 6% — что это может иметь обратный эффект (соотношение мнений 42:40). Что же касается развития демократии и народовластия, то лишь 27% видит позитивное значение предложенных перемен в этом плане, а 48% — никакого значения или отрицательное значение.

Характеристики В.Путина.

Сентябрьские данные позволяют проследить динамику массовых представлений о президенте.

«Что Вас привлекает в В.Путине?»

  

Апрель

Сентябрь

Опытный политик

18

19

Энергичный, решительный, волевой человек

37

36

Дальновидный политик

10

9

Настоящий лидер, способный вести за собой людей

14

17

Человек, который обеспечивает стабильность в стране

19

13

Человек, который может навести порядок в стране

19

16

Он пользуется уважением среди окружающих меня людей

14

14

Он способен к компромиссам, к объединению различных политических сил

8

8

Поддерживаю его политику в отношении Чечни

2

5

Это честный, порядочный, бескорыстный человек

12

13

Это принципиальный человек

8

11

Он знает жизнь, понимает нужды простых людей

7

8

Это внешне симпатичный человек

12

18

Изменения в характеристиках за пять месяцев невелики. Чаще указываются черты «настоящего лидера»,принципиальности, а также поддержка политики в Чечне, несколько реже – способность обеспечить стабильность и навести порядок в стране.

«А чем Вам не нравится В.Путин?»

  

Апрель

Сентябрь

У него нет ярких политических качеств

5

7

Это слабый, нерешительный человек

3

7

Это слишком жесткий политик

1

2

Это недальновидный политик

1

4

Он не способен вести за собой людей

1

4

Он не справляется с руководством страной

5

12

Он не пользуется уважением среди окружающих меня людей

1

2

У него нет четкой политической линии

8

12

Он не способен к компромиссам

2

4

Он связан с Ельциным и его окружением

21

19

Он опирается только на генералов и спецслужбы

*

12

Его действия в Чечне были рассчитаны лишь на повышение своей популярности

9

7

Он связан с коррумпированными политиками

7

4

Это беспринципный человек

0

1

Ему чужды интересы народа

5

9

Это внешне несимпатичный человек

1

3

Как и ранее, негативные черты В.Путина упоминаются опрошенными значительно реже, чем положительные. Поэтому заметный в таблице рост некоторых отрицательных показателей отражает позиции сравнительно небольшой части населения.

«Интересы каких слоев населения выражает В.Путин?»

  

Август

Сентябрь

Ближайшего окружения Ельцина, «Семьи»

14

14

Олигархов, банкиров, крупных предпринимателей

21

18

Директорского корпуса

15

13

Государственных чиновников, бюрократии

24

21

Силовиков, руководителей и спецслужб, армии, МВД

34

39

Культурной и научной элиты

7

5

«Среднего класса»

25

22

Интеллигенции

6

8

«Простых людей»

15

17

«Люмпенов», опустившихся людей

1

2

Всех без исключения

11

11

Перемены в списке мало заметны, заслуживают внимания уменьшение видимого значения олигархов, чиновников и «среднего класса», — при растущем значении интересов только одного слоя – «силовиков».

Партии и выборы

Регулярно измеряемые данные о гипотетическом голосовании «в ближайшее воскресенье» показывают, что преодоление семипроцентного барьера проблематично для всех без исключения партий, кроме «партии власти».

«За какую партию вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» (данные от общего числа опрошенных)

  

Июль

2004

Сентябрь

2004

«Единая Россия»

27

25

КПРФ

11

8 (Г.Зюганов)*

ЛДПР

6

6

«Родина»

  

2,8

2,4 (С.Глазьев)

1,1 (Д.Рогозин)

СПС

2,2

2,6(возможный единый демократический блок)

«Яблоко»

0,8

Против всех

6

6

Не буду голосовать

26

26

Затруднились ответить

15

21

*) недавно образованная компартия под руководством В.Тихонова (ВКПБ) собирает менее 1% голосов.

Указаны данные только по основным партиям.

Если же взять данные от числа вероятных участников голосования, получается следующая картина:

  

Август

Сентябрь

«Единая Россия»

48

49

КПРФ

16

15

ЛДПР

12

10

«Родина» (С.Глазьев)

5

5

«Родина» (Д.Рогозин)

2

2

СПС

2

5 (возможный единый демократический блок)

«Яблоко»

3

Против всех

5

5

Отдельную проблему составляет положение в правой части политического спектра. За единый список демократических партий готовы проголосовать 5% жителей России, но только 3% твердо верят в то, что между демократами будет достигнута договоренность. Еще 25% не исключают возможности голосования за единый список (и 20% не исключают возможности его создания). Только 17% россиян слышали о создании движения «За свободные выборы 2008 года. Не знают о существовании такого движения 83%. Обращает на себя внимание тот факт, что весьма слабо осведомлены о создании этой организации (одним из лидеров которой является Б.Немцов) в электорате СПС (не знают 89%).

Отношение к США и «мировому заговору».

Как мы видели выше, 12% наших граждан прямо связывают теракт в Беслане с «происками врагов России на Западе», прежде всего, разумеется, в США. Еще 17% не исключают таких происков из числа причин случившегося. Примерно столько — 30% — отвечают нам, что они плохо относятся к Соединенным Штатам. О хорошем отношении сообщают 59% опрошенных. Если сравнить это соотношение с августовским, можно увидеть, что число недоброжелателей США увеличилось на 4% и на 8% уменьшилось количество позитивно относящихся к этой стране. В этом можно усматривать следствие содержавшихся в выступлениях В.Путина намеков на некие мировые «темные силы», стремящиеся «отхватить от России» лакомые куски. В существование мирового заговора против России верят 45%, не верят 39%. Сходные соотношения получены в вопросе о том, оправдались ли надежды руководства России на то, что в ответ на поддержку действий США в борьбе с международным терроризмом США будут в большей мере учитывать российские интересы, 45% ответили отрицательно и только 37% положительно. Т.е. обнаруживается – если не конструируется? — определенного рода «обида» на Америку.
Вместе с тем в ответах россиян содержится косвенное признание того факта, что Америка лучше защищена от террористов, чем Россия. Если о неспособности властей и спецслужб России предотвратить в будущем теракты высказываются три четверти опрошенных и 93% не исключают в ближайшее время повторения терактов (не верят в это 5%), то повторение (в ближайшие недели) в США событий, подобных теракту 11 сентября, не исключают только 46%, а 39% считают, что этого не произойдет. В неизбежности повторения в ближайшее будущем крупномасштабного теракта в Америке убеждены 13%.

Олимпийские игры в общественном мнении россиян

Большинство россиян выразило свою удовлетворенность итогами Олимпиады в Афинах. Оценили выступления российских спортсменов на Олимпиаде как очень успешные 8%, как довольно успешные 45%, не слишком успешные 32%, неудачные — 7% .
Относительную неудачу российской сборной большинство россиян склонно расценивать как результат необъективного судейства.

«Почему российская сборная не показала тех результатов, на которые рассчитывала?»

  • необъективное судейство — 48%

  • низкий уровень финансирования — 29%

  • разрушение материально-технической базы спорта в начале 90-х годов — 27%

  • много наших спортсменов выступают за другие страны — 26%

  • наши лучшие тренеры тренируют команды других стран — 25%

  • необоснованные обвинения в использовании допинга — 23%

  • наши функционеры недостаточно активно защищают интересы наших спортсменов — 19%

  • старение лидеров команд и отсутствие смены — 11%

  • недостаточная воля спортсменов к победе — 10%

  • плохо поставленный тренировочный процесс — 10%

  • болезни и травмы — 8%

  • устаревшие стимулирующие препараты и медицинское оборудование — 3%

Весьма существенно, что большинство же видит в Олимпиаде, прежде всего, некое «государственно-патриотическое» мероприятие:

«Олимпиада – это, в первую очередь…»

  • борьба за честь, престиж своей страны — 52%

  • жестокая борьба за медали и денежные награды — 25%

  • праздник, фестиваль спорта — 20%

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):