Л. А. Седов
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В СЕНТЯБРЕ 2002 ГОДА
Рейтинги политиков, партий, институтов.
В сентябре отмечен небывалый взлет (на 11 пунктов по сравнению с августом) электорального показателя В. Путина, получившего на гипотетических выборах 58% (от списка). Одновременно на 7 пп. вырос рейтинг доверия президенту, достигнув 54%, что является наивысшим показателем за все время его нахождения на президентском посту. Соотношение одобрения/неодобрения деятельности Путина осталось на прежнем уровне (77/20). Численность непримиримой оппозиции, таким образом, стабильно держится на отметке 20%, однако резко сокращается число тех, кто одобряют деятельность президента, но голосовать за него не собираются: в августе их было 29%, в сентябре — 19%.
На фоне наивысшего достижения В. Путина список остальных возможных претендентов на президентскую должность выглядит весьма жалко. Ближайший конкурент Г. Зюганов набрал 7% (на 3 пп. меньше, чем в предыдущем месяце). Далее следуют В. Жириновский (2,2%), Г. Явлинский (1,6%), А. Тулеев (1,5%), С. Шойгу (1,2%). Показателями остальных можно пренебречь.
Что касается рейтинга доверия (отнюдь не совпадающего с электоральным рейтингом и рейтингом одобрения), то можно констатировать некоторое общее повышение показателей почти у всех политиков за счет снижения на 4 пп. (с 20 до 16%) числа людей, отвечающих, что политиков, которым они доверяли бы, не существует. Сегодня список пользующихся наибольшим доверием деятелей имеет следующий вид:
В. Путин — 54% (в августе — 47%), С. Шойгу, достигший наивысшего для себя показателя 22% (17%), Г. Зюганов — 15% (14%), М. Касьянов — 12% (8%), Ю. Лужков — 10% (7%), Матвиенко — 9% (7%), А. Тулеев — 9% (7%), В. Жириновский — 9% (10%), Е. Примаков — 7% (4%), И. Иванов — 7% (4%), Б. Немцов — 6% (5%), И. Хакамада — 6% (4%), С. Иванов — 6% (3%), А Лукашенко — 6% (3%), Г Селезнев — 5% (3%), Г. Явлинский — 5% (6%).
Обращает на себя внимание тот факт, что наибольший рост доверия коснулся не только Путина и его ближайших сподвижников Касьянова, Шойгу, С. Иванова, но и таких “разноцентристов”, как Лужков, Примаков и Селезнев, а также “поссорившегося” с Путиным Лукашенко (у которого, кстати, набирается и порядка полумиллиона собственного электората).
Укрепление положения Путина совершенно определенным образом связано с теми в целом положительными оценками, которое население страны в своем большинстве дает изменением, произошедшим за годы его правления. Вот как это выглядит применительно к различным сферам жизни в табличном виде:
Вопрос: “Как изменилось положение в стране после избрания президентом России после избрания В.Путина ?”
Улучшилось | Не изменилось | Ухудшилось | |
Экономическое положение России | 68 | 24 | 6 |
Положение на международной арене | 62 | 22 | 8 |
Уровень жизни населения | 52 | 35 | 11 |
Свобода слова, печати, перемещения за рубеж | 48 | 37 | 8 |
Образование, культура, наука | 38 | 40 | 12 |
Обороноспособность | 39 | 31 | 19 |
Положение в Чечне | 30 | 43 | 21 |
Воровство и коррупция в руководстве страны | 20 | 59 | 15 |
Как видим, во всех сферах достижения путинского правления, по мнению большинства, имеют достаточно внушительный вид. Слабее всего они просматриваются в чеченской проблеме и в борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Тем удивительнее выглядят ответы на вопрос: “Дела в стране идут в правильном направлении или события ведут нас “не туда””, в тупик?”. Все признаваемые выше достижения не создают у 57% россиян уверенности, что страна движется в правильном направлении (42% считают направление тупиковым и 15% затрудняются с ответом), и только 42% считают, что страна идет по правильному пути. Впрочем, в сентябре это соотношение оказалось заметно лучшим, чем в прошлом месяце (37/47).
Несколько поднялся (c 43/41 до 47/41) и рейтинг одобрения деятельности главы правительства Касьянова, и рейтинг всего правительства в целом (с 35/54 до 39/51). На 6 пп. (с 23% до 39%) увеличилось число людей, уверенных, что нынешнему правительству удастся в ближайшее время добиться изменения положения в стране к лучшему и, соответственно, на 6 пп. (до 28%) снизилось количество колеблющихся (“может быть удастся — может быть нет”). Считают, что правительство не справится с этой задачей 38% опрошенных, но только 23% хотели бы, чтобы оно было отправлено в отставку (преимущественно, сторонники Зюганова, а также лица, относящие себя к верхушке среднего класса), а 52% против этого. И это при том, что именно на правительство общественное сознание возлагает основную ответственность за рост цен, увеличение стоимости жизни. В этом качестве правительство называют 44% респондентов (особенно склонны к такому взгляду сторонники Зюганова), предпринимателей и торговцев — 34%, президента — 18% и губернаторов, местные власти — 16%. Зато заслуга за повышение зарплат, пенсий, пособий принадлежит, по мнению большинства в 59%, президенту Путину, и только 27% называют в этой связи правительство, 9% — губернаторов и 5% — промышленников и торговцев. Совершенно ясно, что при таком распределении заслуг и ответственности правительство служит неплохим громоотводом для электрических разрядов социального недовольства.
Сентябрьские данные ВЦИОМ позволяют также оценить ту роль в жизни страны, то влияние, которым обладают в глазах общественного мнения различные институты власти и общественные силы, а также посмотреть, какие перемены в этой иерархии влияния происходят с течением времени. В помещенной ниже таблице обобщены результаты опросов за последние два года. В ней приводятся индексы, выражающие вес каждого из институтов, исчисленные по пятибалльной шкале оценок, выставляемых респондентами.
Февраль 2001 | Сентябрь 2001 | Февраль 2002 | Сентябрь 2002 | |
Президент* | 3,90 | 4,01 | 4,12 | 3,89 |
Банкиры, олигархи | 3,79 | 3,78 | 3,78 | 3,67 |
СМИ | 3,52 | 3,51 | 3,57 | 3,53 |
Вооруж. Силы | 3,28 | 3,31 | 3,25 | 3,33 |
Правительство | 3,53 | 3,48 | 3,25 | 3,27 |
Губернаторы | 3,42 | 3,33 | 3,25 | 3,26 |
ФСБ | 3,21 | — | 3,21 | 3,23 |
Крупные директора | 3,28 | 3,25 | 3,35 | 3,21 |
Совет безопасности | 3,13 | — | 3,08 | 3,13 |
МВД | 3,14 | — | 2,98 | 3,10 |
Прокуратура | 2,90 | — | 3,08 | 2,98 |
Президентская администрация | 2,90 | — | 2,84 | 2,95 |
Конституционный суд | 2,77 | — | 2,85 | 2,91 |
Судебные органы всех уровней | 2,80 | — | 2,73 | 2,90 |
Совет Федерации | 2,99 | 2,98 | 3,00 | 2,85 |
Дума | 2,84 | — | 2,90 | 2,70 |
Интеллигенция | 2,52 | 2,34 | 2,46 | 2,50 |
Партии | 2,69 | 2,58 | 2,68 | 2,46 |
Профсоюзы | 1,95 | 1,81 | 1,85 | 1,92 |
*Жирным шрифтом выделены более влиятельные группы и институты, условно те, чей балл превышает 3,00.
Данные позволяют заметить тенденцию к понижению роли банкиров и олигархов, особенно, за прошедшие месяцы нынешнего года, а также ослабление влияния директоров. Общественное мнение чутко реагирует на повышающуюся в последнее время роль военных. Прокуратура и МВД находятся как бы в соревновательной ситуации, попеременно опережая одна другую. Прослеживается рост влияния Конституционного суда и вообще судебной власти. Зато партии за истекшие месяцы этого года испытали резкую “потерю веса”.
Партии, по мнению населения России, обладают не только небольшим весом, но и не заслуживают достаточного доверия. Об этом может поведать другая шкала оценок с ответами на вопрос: “В какой степени вы доверяете (такому-то институту) в том, что он заботится о ваших интересах?”. Партии получают здесь самую низкую оценку — 2,34, ниже даже, чем милиция (2,57). Примечательно, что Дума в этом смысле располагается прямо рядом с милиционерами (2,58). Профсоюзам оказывается чуть большее доверие (2,64), еще большее — судебным органам (2,90). Однако, реально пользующимися доверием можно назвать только те институты, у которых средняя оценка превышает 3 балла.. Конечно же, это в первую очередь и вне конкуренции президент (4,70), затем идут церковь (4,00), армия (3,57), государственное телевидение (3,47), председатель правительства (3,38), газеты (3,21), коммерческое телевидение (3,10). Т.е., какими бы способами не измерялось состояние сознания социума, в зоне общественного доверия неизменно оказываются президент, глава правительства, церковь, армия и СМИ (в первую очередь, государственные).
Несмотря на низкую степень доверия партиям и Думе, о своем намерении принять участие в предстоящих выборах и своих партийных предпочтениях объявляют 58% опрошенных. Сентябрьские данные на этот счет выглядят следующим образом (приводятся данные только о тех партиях, которые преодолевают 5-процентный барьер или показывают тенденцию роста, приближающую их к этому барьеру):
Август 2001, от числа намеренных голосовать | Сентябрь 2001, от числа намеренных голосовать | Сентябрь 2001, от списочного состава | |
КПРФ | 34 | 31 | 19 |
“Единая Россия” | 26 | 28 | 18 |
Женщины России | 6 | 7 | 5 |
“Яблоко” | 8 | 6 | 4 |
ЛДПР | 9 | 5 | 3 |
СПС | 6 | 5 | 3 |
РНЕ | 1 | 3 | 2 |
Против всех | 10 | ||
Затруднились ответить | 17 | ||
Не стал бы участвовать | 14 |
За прошедший месяц заметные потери голосов претерпели КПРФ, ЛДПР и в совокупности демократические партии — СПС и “Яблоко”. Вместе с тем, численно вырос электорат РНЕ. Похоже, что именно туда, а также в группу голосующих против всех перетекает часть избирателей ЛДПР. Для демократических партий, попадающих в зону риска непрохождения в Думу, с особой остротой встает вопрос о выработке общей для всего демократического сегмента общественности политической платформы, противопоставленной проводимому властью курсу на “управляемую демократию”. Решающим фактором здесь может стать договоренность между “Яблоком” и СПС о согласованных действиях на парламентских выборах, а затем о выдвижении и поддержке общего кандидата демократических сил на выборах президента. Анализ данных опросов показывает, что электораты этих двух партий во многом близки и, вместе с тем, сильно отличаются от электората “Единой России”. Прежде всего, это относится к их социально-демографическому составу, в котором преобладают жители больших городов, специалисты с высшим образованием, в отличие от гораздо более “рабоче-крестьянского” электората “единороссов”. Объединяющей оба электората ценностью может стать ценность свободы во всех ее проявлениях — в виде гражданских, политических, экономических прав и свобод, и общее понимание того, что в плане реализации идеала свободы Запад представляет собой, если не эталон, то во, всяком случае, объект серьезного внимания и пристального изучения. На этой основе может быть выработана и общая экономическая программа, в которой такие пункты, как необходимость вступления в ВТО или освобождения экономики России от нерентабельных и неконкурентоспособных производств, могут найти сильную поддержку обоих электоратов. В электоратах обеих партий, в отличие от электората “Единой России”, существует согласие по поводу нежелательности усиления государственного регулирования экономики. Сближает электораты “Яблока” и СПС и то, что в них достаточно много людей, которые не связывали и не связывают больших надежд с Путиным, что делает оппозиционность императивом программных разработок.
Отношение к текущим событиям.
Бомбить ли Грузию?
Бесспорно, самые центральные темы, находившиеся в поле зрения российского общества в сентябре, были продиктованы обострившейся обстановкой в Чечне и нарастающими там потерями (сбитый вертолет с 119 погибших и т.п.), ростом напряженности в отношениях с Грузией и тесно связанной (вернее, искусственно привязанной) ко всему этому проблемой Ирака. Надо сказать, что неудачи российских военных в сентябре не остудили воинственный пыл той части общества, которая стоит за войну до победного конца. За продолжение военных действий в Чечне высказались 34% опрошенных (на 3 пп. больше, чем в августе), и это, несмотря на то, что близким достижение победы считает только пятая часть россиян; 35% отвечают: “нельзя сказать, что победа близка и что она далека”; каждый третий из десяти ответивших полагает, что близкой победы ждать не приходится, а 8% согласны с тем, что в такого рода операциях вообще не приходится говорить о победе. Четверть жителей России считает, что вполне может повториться ситуация 1996 года и федеральным войскам придется покинуть Чечню.
Обращает на себя внимание тот факт, что 44% населения России согласны с раздающимися на Западе обвинениями в нарушениях прав человека в Чечне (42% с этим не согласны). Каждый третий из десяти россиян положительно относится к идее контроля ситуации в Чечне международными миротворческими силами (13%, среди которых много сторонников Явлинского, за то, чтобы это были войска ООН, 8% — войска СНГ, 7% — войска стран НАТО), однако, большинство в 54% такое вмешательство отвергает.
Наконец, следует отметить, что 40% россиян относят война в Чечне к числу главных угроз, представляющих сейчас наибольшую опасность для жизни людей. Она стоит в одном ряду с пьянством, алкоголизмом (46%), загрязнением окружающей среды (42%) и разгулом преступности (41%), значительно уступая только наркомании (61%). Самой большой угрозой среди всех перечисленных она является в глазах избирателей “Яблока”.
Большая часть россиян (55%) готовы одобрить бомбардировку баз боевиков в Панкисском ущелье, а 35% высказываются против такого развития событий, полагая, что это только обострит военные действия в Чечне (30% думают, что от этого понизится и авторитет России на Кавказе, или, что это поможет США закрепиться в регионе). Напротив, 48% считают, что силовая акция поможет завершить войну в Чечне, укрепит авторитет России на Кавказе, а 38% уверены, что она ослабит влияние США и НАТО на Кавказе. Соответственно, 43% поддержали бы даже ввод российских войск в Грузию для поиска чеченских боевиков на ее территории. Правда, только 27% выступают за силовые акции того или иного вида безоговорочно. Против ввода войск высказываются 44%, и среди приводимых в оправдание такой позиции доводов чаще всего звучат опасения, что это повлечет за собой гибель тысяч людей (28%), что это приведет к расширению конфликта на Северном Кавказе (22%), что это осложнит международное положение России (14%). Мысль о нарушении в этом случае суверенитета Грузии посещает лишь каждого десятого респондента. Достаточно характерно, что обратную меру — бомбардировки баз террористов грузинской авиацией на территории России — никак не оправдали бы две трети опрошенных, но в тоже время находится один человек из пяти, кто это приветствовал бы. Совместная российско-грузинская операция в Панкисском ущелье нашла бы у россиян наибольшее одобрение (три четверти опрошенных), но 13% не считают ее целесообразной. Почти три четверти россиян (72%) одобрили бы применение против Грузии экономических санкций (15% возражают). В заключение этой темы можно отметить, что за последний месяц ожесточение по отношению к Грузии несколько смягчилось — на 3 пп. стало меньше сторонников бомбардировок и 12 пп. прибавилось к числу тех, кто их не одобряют.
Что позволено быку, то не позволено Юпитеру?
В отношении права США провести военную операцию в Ираке общественное мнение в России занимает прямо противоположную позицию, нежели относительно Грузии: только 28% россиян считают действия американцев оправданными, а 44% думают противоположным образом (28% затрудняются дать свою оценку). И это притом, что 49% не сомневаются в том, что Ирак поддерживает экстремистские исламские организации, и лишь 17% в этом сомневаются. Но все же, рассматривая мотивы американского наступления на Ирак, лишь меньшая часть опрошенных допускают, что они продиктованы стремлением разгромить базы международных террористов (21%) или предотвратить создание Ираком оружия массового уничтожения (19%). Большинство указывает на такие неблаговидные цели, как желание показать “кто в мире хозяин” (43%; относительно чаще так думают молодые люди 24 – 30 лет, избиратели Зюганова или проголосовавшие против всех кандидатов в президенты), обеспечить контроль над иракской нефтью (34%), стимулировать американскую экономику за счет военных заказов (19%), отвлечь внимание от кризисных явлений в экономике США (12%). Вместе с тем, будучи спрошены о том, какой должна быть позиция России, если США начнут военную операцию для свержения режима Саддама Хусейна, россияне в своем большинстве (41%) склоняются к тому, что России надо держаться в стороне, но оставаться союзником США по антитеррористической коалиции. Лагеря же активных сторонников США (“поддержать действия США, не принимая участия в этой военной операции” — 19%; “принять участие в этой военной операции” — 2,4%) и активных сторонников Ирака (“осудить действия США и оказать дипломатическую помощь Ираку” — 18%; “оказать помощь Ираку военными средствами” — 2%) численно равны и симметрично располагаются вокруг этой доминирующей нейтрально отстраненной позиции. Большинство опрошенных (52%) также готово признать, что, каковой бы ни была позиция России, она мало способна повлиять на решения, принимаемые США (не согласны с этим 22%).
Как бы то ни было, большинство россиян (60%) декларируют свое хорошее отношение к Соединенным Штатам (плохо относятся 29%), однако с июля месяца, когда это соотношение хорошо/плохо составляло 68/19, происходит заметное нарастание антиамериканских чувств. Одним из тревожащих россиян факторов является присутствие американцев в Средней Азии и на Кавказе. На вопрос о том, идет ли присутствие США в Средней Азии вразрез с интересами России или оно является благом, поскольку защищает Россию от “исламской угрозы” с юга, большинство (52%) выбирает первый вариант ответа, и лишь 19% признают “исламскую угрозу” более весомой, чем привычную для советского менталитета угрозу, исходящую от Америки. Не удивительно, что антиамериканский синдром чаще присутствует у тех, кто голосуют за коммунистов, кто считают, что поддержка Россией США в борьбе с международным терроризмом не привела к большему учету американцами российских интересов и проблем (мнение 46% жителей страны), кто не считают оправданной проведение Америкой военной операции в Иране. Показательно, что присутствие американцев в Средней Азии больше тревожит жителей отдаленных от этого региона северных областей европейской России, мусульманская же угроза сильнее ощущается в областях Урала и Предуралья, где 28% опрошенных готовы приветствовать американский “защитный барьер”. Респондентам, придерживающимся такой точки зрения, нередко присуще более благожелательное отношение к правительству и более высокая оценка политики Путина в Чечне и его усилий в области повышения обороноспособности страны.
Позиционирование в других международных вопросах.
В сентябре наибольшего накала достигла полемика вокруг свободного доступа жителей Калининграда в другие области на территории России без введения визового режима для их проезда через вступающую в Европейский Союз Литву. Надо отметить, что треть россиян об этих разногласиях между Россией и ЕС ничего не слышала (в северных регионах европейской России слышали 75%, а за Уралом только 55%). Половина опрошенных верят в то, что ЕС пойдет навстречу России и облегчит режим поездок через территорию Литвы; 23% в добрую волю европейцев не верят. В случае отсутствия такой доброй воли Россия должна пойти на осложнение отношений с Евросоюзом и ужесточить свой визовый режим для его стран-членов — такого мнения придерживаются 45% опрошенных, а 28% к такой конфронтации не расположены (чаще всего это представители высокостатусных групп, избиратели Явлинского).
Конфронтационные подходы демонстрирует большинство россиян и в других вопросах, касающихся взаимоотношений с соседями или с представителями неправославных конфессий и религий. Так, в неожиданно возникшем в сентябре по инициативе некоторых политиков вопросе о пересмотре подписанного в 1990 году соглашения между Россией и США о морских границах в Беринговом и Чукотском морях 52% россиян высказались за такой пересмотр (11% против). Больше половины опрошенных (52%) поддержали российские власти в вопросе о недопущении визита в Россию далай-ламы (26% эту меру не одобрили). Равно такое же соотношение ответов было получено и в вопросе о мерах властей по ограничению деятельности в России польских католических священников. В этом можно усмотреть опасные проявления ксенофобии и неприязни к инаковерию, в том числе, и к “братским” христианским вероисповеданиям.
Особенности исторического сознания россиян.
Инициатива Ю. Лужкова по восстановлению памятника Дзержинскому на Лубянской площади в Москве дала возможность на этом символическом уровне выяснить отношение постсоветских россиян к своему советскому прошлому. Обнаружилось, что 56% жителей страны относятся к этой инициативе положительно. При этом главным мотивом такого отношения (36% ответов) звучит соображение, что “каким бы ни был Дзержинский, это — памятник одной из эпох России, от которой не следует отказываться”. Четверть же опрошенных считают Дзержинского “видным деятелем Советской власти, сделавшим много хорошего”, по отношению к которому допущена историческая несправедливость. Выдвигаются и эстетические доводы (чаще не москвичами, а жителями малых городов, сторонниками Жириновского) — художественная ценность памятника (8%), его “вписанность” в ансамбль площади (3% ). Отрицательно к восстановлению памятника относятся 23% людей, указывающих на то, что Дзержинский принес много зла России (11%), на оскорбительный характер этого мероприятия в отношении памяти жертв коммунистического режима (5%), на отступление от принципов свободы и демократии, которые отстаивали жители Москвы в дни путча 1991 года (4%). В этих выявленных соотношениях налицо, если не прямая апология коммунистического периода, то достаточно явное равнодушие к злодеяниям и страдальцам этой эпохи.
Зато эпоха Горбачева — Ельцина предстает в сознании россиян в преимущественно темном свете. В частности, об этом свидетельствуют ретроспективные оценки событий 3-4 октября 1993 года, приведших к кровавым столкновениям в Москве и разгону Верховного Совета. Только 22% считают оправданным применение тогда военной силы, а главными виновниками событий Руцкого и Хасбулатова (11% из этого числа видят в тогдашних событиях попытку коммунистических и экстремистских сил совершить государственный переворот). Основная же масса россиян (59%) полагает, что военную силу применять не следовало, и назначает на роль виновников конфликта Горбачева, “начавшего общий развал страны” (36%) и Ельцина, “с безответственной политикой, проводимой им самим и его окружением” (32%).
Из такого контрастного восприятия народом советского прошлого страны и его новейшей истории и вырастает то, что мы имеем сегодня, — установление “управляемой демократии” (демократии, все-таки, от этого никуда не деться), с решающей ролью, которую играют в этом процессе силовые структуры, использующие для обуздания настоящего символические ресурсы позавчерашнего дня.