А.А. Голов
МАССОВЫЕ ЧУВСТВА К СВЕРХБОГАТЫМ РОССИЯНАМ: СПОКОЙСТВИЕ И НЕНАВИСТЬ
Недавно опубликованы составленные за рубежом списки самых богатых людей мира, в их числе несколько фамилий российских бизнесменов. Самое распространенное отношение рядовых россиян к появлению таких сверхбогатых людей в нашей стране — спокойное, без особых чувств (38%). Совсем немногие россияне отнеслись к их появлению с удовлетворением (6%), еще меньшее число — с гордостью (3%). У каждого второго (49%) — негативные чувства. Чаще это возмущение, ненависть (28%), реже — просто раздражение (21%). (Опрос ВЦИОМ 22-26 августа, 1600 человек от 18 лет и старше).
Хотя спокойное, безразличное отношение к сверхбогатым согражданам — самое распространенное, но в ряду неравнодушных, прочувствованных, заинтересованных отношений преобладает возмущение, ненависть. Это сильное и опасное чувство тлеет в душе почти каждого третьего взрослого россиянина. Кому бы ни адресовалась ненависть, это не поверхностная эмоция. У массовой ненависти — свои глубокие причины, за нею — реальная или мнимая угроза жизненным интересам людей. Об этом говорят, в частности, полученные данные.
Чем меньше шансов у конкретного человека, членов его семьи, получить, при необходимости, хорошее медицинское обслуживание — тем больше он склоняется к возмущению и ненависти. При твердой уверенности в получении хорошего медицинского обслуживания, сверхбогатые сограждане вдвое чаще вызывают чувство удовлетворения или гордость, чем возмущение, ненависть (29% — 14%). Если же есть уверенность в противоположном — в том, что такого обслуживания не будет — то возмущения, ненависти в их отношении у рядовых сограждан в шесть раз больше, чем удовлетворения или гордости (40% — 7%).
Подобным же образом меняется, «переворачивается» отношение к сверхбогатым людям в зависимости от наличия или отсутствия возможности получить хорошее образование, возможности устроиться на хорошую работу по специальности.
В том же ряду и еще одна закономерность: чем дальше отодвигается перспектива окончания военных действий в Чечне, тем больше в отношении к сверхбогатым соотечественникам возмущения, ненависти, и меньше удовлетворения или гордости.
Симпатия к сверхбогатым согражданам отличает тех, кто сравнительно близок к ним по своему потребительскому и социальному статусу. У лиц с высоким потребительским статусом чувство удовлетворения или гордости в отношении “сверхбогатых” встречается на порядок чаще возмущения и ненависти (34% – 3%). А у лиц с низким потребительским статусом, напротив, возмущение, ненависть к “сверхбогатым” встречаются на порядок чаще, чем удовлетворение или гордость (36% — 4%). Практически никакой симпатии. Сходная противоположность в отношении к “сверхбогатым” – между лицами с высоким и низким социальным статусом.
У молодежи до 30-ти удовлетворение или гордость в отношении сверхбогатых сограждан встречаются в полтора-два раза чаще, чем возмущение, ненависть. В 30-39 лет – неустойчивое равновесие, а после сорока все чаще – возмущение, ненависть, и все реже – удовлетворение или гордость.
Небезынтересно упорядочить основные российские политические партии по тому, как относятся к появлению сверхбогатых людей в нашей стране их нынешние электораты. На одном полюсе оказывается СПС, и рядом с ним – ЛДПР. У ожидаемых избирателей этих партий удовлетворение или гордость в связи с появлением сверхбогатых сограждан встречаются чаще, чем возмущение и ненависть. На другом полюсе КПРФ и те, кто собирается голосовать против всех кандидатов. Посередине “Яблоко” (ближе к ЛДПР) и “Единая Россия”.