Пресс-выпуски

Вопросы воспитания и образования

2-5 июля 2010 Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)провел опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов на вопросы этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенныхвместе в данными предыдущих опросов*. Статистическая погрешность данных этогоисследования не превышает 3,4%.

Данные нескольких замеров показывают, что важнейшими для россиянличностными качествами, которые следует воспитывать в детях,традиционно являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствоватьсебя уверенно в обществе.

На первом месте – «умение добиваться своих целей". Его называют почти половина россиян (48%). При этом достижение цели в представлении респондентов не связывается напрямую со стремлением к успеху: лишь 20%отмечают это качество (однако год от года их количество растет).

На втором месте – «чувствоответственности» (41%), на третьем – качества, способствующие взаимодействию с другими людьми – хорошие манеры и умение общаться, их назвали болеетрети населения (по 38%).

Далее — «добросовестность в работе» (30%). Примерно на одномуровне, по данным последнего опроса, оказались такие отчасти противоположные качества,как «терпимость к людям» и "умение постоять за себя» (29% и 28% соответственно). Но здесь за последние годы произошли изменения. Ранее более востребованным являлась способностьотстоять свои права, а не понять другого. Сейчас они практически на одном уровне.

Реже всего респонденты упоминали такие качества, как «верность и преданность» (12%), вера в Бога (9%), бережливость (6%) и послушание (5%). Они, вероятно, сегодня не считаются способствующими удачномуустройству в жизни.

КАКИЕ ИЗ КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ХОТЕЛИ БЫВОСПИТАТЬ В СВОИХ ДЕТЯХ, КАЖУТСЯ ВАМ САМЫМИ ВАЖНЫМИ?
(Возможно нескольковариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)

 

май.95 

май.98 

май.00 

июн.06 

июн.07 

июл.10 

умение добиваться своих целей

-**

40 

43 

49 

47 

48 

чувство ответственности

37 

32 

37 

40 

37 

41 

хорошие манеры и умение вести себя в обществе

35 

33 

40 

31 

34 

38 

умение общаться с людьми

38 

34 

35 

32 

33 

38 

добросовестность в работе

36 

30 

30 

33 

31 

30 

терпимость и уважение к окружающим

24 

23 

24 

26 

27 

29 

умение постоять за себя

-**

32 

32 

37 

38 

28 

стремление к знаниям

27 

32 

22 

29 

28 

26 

стремление к успеху

-**

15 

14 

20 

22 

20 

независимость

23 

19 

16 

16 

21 

17 

верность и преданность

13 

11 

11 

14 

14 

12 

вера в Бога

12 

12 

бережливость

13 

10 

послушание

10 

воображение

другое

затруднились ответить

Женщины чаще называют такие качества, как хорошие манеры и умение вести себя в обществе (40%), добросовестность в работе (33%) и вера в Бога (13%). Мужчины чаще отмечают чувство ответственности (42%) и умение за себя постоять (30%), что свидетельствует об их ориентации на традиционныестереотипы мужского поведения. Молодые россияне 18-24 лет больше высказываютсяв пользу таких качеств, как умение добиваться целей (53%), хорошие манеры(49%), умение общаться с людьми (44%), а также независимость (23%) и стремлениек знаниям (30%), т.е. именно в этой группе преобладают достижительскиеустановки. Респонденты старше 55 лет чаще других упоминают добросовестность в работе (42%) и терпимость к другим людям (35%). Среди россиян в возрасте 25-54 лет ответы распределены примерно одинаково, однако респонденты 40-54 лет чащеупоминают добросовестность в работе (30%), чувство ответственности (41%),терпимость (30%) и независимость (20%).

Лица с высшим образованием чаще называют стремление к знаниям (32%) и к успеху (26%), а также умение отстоять свои права (33%).Респонденты со средним специальным образованием ценят больше способностьдостигать цели (54%), независимость (23%), умение трудиться (33%).

Оценки некоторых качеств напрямую коррелируют с уровнемдохода респондентов. Например, лица с низким уровнем доходов больше другихценят такие качества, как целеустремленность (58%), бережливость (12%) и вера в Бога (15%). И частота упоминания этих качеств падает по мере роста доходареспондентов. Лица с высоким потребительским статусом чаще отмечаютнезависимость (25%), стремление к знаниям (30%) и умение за себя постоять(32%).

КОГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В НАШИ ДНИ ДОЛЖНА ГОТОВИТЬ ШКОЛА?
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)

 

авг.98 

май.00 

июн.04 

апр.06 

июл.10 

мыслящих людей,
способных брать на себя ответственность

35 

31 

57 

58 

58 

культурных, образованных людей

68 

66 

62 

67 

57 

квалифицированных специалистов

37 

35 

35 

32 

33 

людей, трезво смотрящих на вещи

33 

33 

31 

29 

30 

патриотов

-**

-**

-**

23 

29 

хорошего отца, мужа, мать, хозяйку

35 

30 

27 

23 

26 

надежных защитников Родины

25 

28 

28 

21 

24 

людей, способных обеспечить свое благосостояние

29 

30 

26 

25 

23 

дисциплинированных работников

19 

17 

16 

17 

19 

людей, чувствующих прекрасное

11 

11 

12 

людей, не идущих на компромиссы

романтиков и энтузиастов

другое

< 1 

< 1 

затруднились ответить

По мнению 57% россиян, основная задача школы – научить детейдумать и привить им чувство ответственности, а также воспитать культурных и образованных людей. Задачи, связанные с воспитанием патриотов и «надежныхзащитников родины», отмечают 29% и 24% респондентов соответственно.

Женщины чаще ожидают от школы воспитание таких качеств в детях, как общая культура и образование (63%), способности создавать семью и вести домашнее хозяйство (29%), дисциплину в работе (21%), умение чувствоватьпрекрасное (14%), а также способность себя материально обеспечить (25%).Мужчины чаще отвечают, что в задачи школы входит воспитание думающих и ответственных людей (61%), трезво оценивающих ситуацию (32%) и патриотов (32%).Россияне 18-24 лет больше других считают, что школа должна научить чувствоватьпрекрасное (17%), в то же время трезво смотреть на жизнь (37%) и уметьобеспечить свое благосостояние (31%).

Респонденты в возрасте 25-54 лет ответы распределеныпримерно одинаково, однако лица 40-54 лет чаще упоминают воспитание хорошегомужа/жены, хозяйки (32%) , умение чувствовать прекрасное (14%), патриотизма (33%). Среди респондентов с различным уровнем образования ответыраспределены примерно одинаково.

Лица с низким потребительским статусом чаще ждут от школы воспитаниев детях способности мыслить и брать на себя ответственность (62%), а такжехороших семьянинов (28%), романтиков и энтузиастов (31%). Респонденты с высокимуровнем доходов больше других упоминают подготовку квалифицированныхспециалистов (42%) и патриотов (35%).

КЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ВИДЕТЬ ВАШЕГО СЫHА (ДОЧЬ, ВHУКА)?
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)

 

авг.94 

дек.98 

май.04 

июн.06 

июн.07 

июл.10 

юристом, экономистом, финансистом

-**

-**

24 

23 

23 

23 

программистом, специалистом в области высоких технологий

-**

-**

18 

21 

20 

23 

врачом

30***

26***

17 

19 

17 

22 

предпринимателем, бизнесменом

16 

21 

14 

16 

17 

17 

квалифицированным рабочим

19 

18 

12 

15 

14 

16 

директором банка

13 

15 

11 

11 

13 

14 

военным, офицером

11 

13 

13 

инженером

***

***

10 

13 

12 

12 

спортсменом

12 

10 

владельцем магазина

10 

профессором, ученым, преподавателем вуза

11 

артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом

11 

школьным учителем

***

***

политиком, министром

социологом, маркетологом, политологом, рекламщиком

-**

-**

фермером

священником

другое

затрудняюсь ответить

22 

20 

15 

12 

13 

12 

*** — предлагался один вариант ответа «врачом, учителем,инженером»

-** — не было в перечне вариантов ответа

Данные нескольких опросов Левада-Центра показывают, чтонабор профессий, которые россияне хотели бы дать своим детям, остаетсядостаточно устойчивым.

Наиболее востребованными остаются профессии юриста, экономистаи специалиста по финансам. Чаще другихсторонниками этих специальностей выступают респонденты с низким потребительскимстатусом (34%). В этом году первое место разделили также специальностипрограммиста и специалиста по высоким технологиям, понемногу год от года набирающиепопулярность. Их больше всего упоминают россияне 25-54 лет (26%), со среднимобразованием (29%), а также жители городов с населением от 100 до 500 тыс.человек (30%).

На втором месте профессия врача. Чаще других ее называютженщины (28%), россияне 25-39 лет (25%), с низким уровнем доходов (26%), атакже жители сёл (25%).

Занятие предпринимательством и бизнесом, находящиеся на третьем месте, больше по душе мужчинам (19%), респондентам 25-39 лет (22%), с высшим образованием (21%), низким потребительским статусом (19%), а такжежителям городов с населением от 100 тыс. человек и более (24%).

Профессии квалифицированного рабочего отдают большепредпочтения респонденты старше 55 лет (22%), со средним образованием (25%),низким уровнем дохода (23%), а также жители небольших городов и сёл (по 18%). Традиционно остаются не слишком популярными творческие профессии(артист, музыкант, художник, писатель, журналист). За них чаще других высказываютсяреспонденты 18-24 лет (16%). На одном месте с творчеством находится и профессиональный спорт. Его чаще упоминают мужчины (10%), респонденты 18-24 лет(12%), с низким уровнем дохода (12%).

Реже всего называют малоприбыльные профессии — школьногоучителя, фермера, священника. Также непопулярной среди реальных и потенциальныхродителей является профессия политика, что, видимо, связано с общим низкиминтересом к политике в российском обществе и негативным восприятием образачиновника.

Одними из наименее востребованных специальностей остаютсятакие гуманитарные специальности, как социолог, маркетолог, политолог и специалист по рекламе. Эти профессии чуть более популярны среди респондентов с высшим образованием, высоким уровнем доходов, а также жителей Москвы. То есть там,где эти профессии являются более востребованными, где населению понятен смысл профессии, а также среди тех, у кого больше возможностей помочь своему ребенку занятьболее высокие позиции в данных профессиональных областях.

Стоит отметить, что при выборе профессии для своего ребенкареспонденты исходят не из того, какая из них считается более прибыльной и доходной, а из того, какая специальность сможет приносить пусть не самыйбольшой (но и не самый низкий), но стабильный и гарантированный доход. Важным является и то, считается ли работа достойной. Таким образом, россияне к вопросувыбора профессии для своего ребенка с прагматичных и рациональных позиций.

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРОФЕССИЙ/ДОЛЖНОСТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕПРИБЫЛЬНЫМИ, ДОХОДНЫМИ?

 

авг.08 

банкир

43 

«звезда» эстрады

24 

судья, прокурор, адвокат

23 

депутат

22 

министр

22 

правительственный чиновник

21 

губернатор

18 

мэр большого города

16 

предприниматель

13 

преступный «авторитет»

13 

политический деятель

12 

врач

10 

фотомодель

артист

проститутка

Спортсмен

священник, церковный деятель

милиционер

учитель

сотрудник спецслужб

фермер

Журналист

комментатор телевидения

квалифицированный рабочий

инженер

имиджмейкер, специалист по выборам

профессиональный нищий

офицер армии

ученый

художник, скульптор

писатель

другое

затруднились ответить

* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центрадо 2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнееоб истории центра.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):