Данные нескольких замеров показывают, что важнейшими для россиянличностными качествами, которые следует воспитывать в детях,традиционно являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствоватьсебя уверенно в обществе.
На первом месте – «умение добиваться своих целей". Его называют почти половина россиян (48%). При этом достижение цели в представлении респондентов не связывается напрямую со стремлением к успеху: лишь 20%отмечают это качество (однако год от года их количество растет).
На втором месте – «чувствоответственности» (41%), на третьем – качества, способствующие взаимодействию с другими людьми – хорошие манеры и умение общаться, их назвали болеетрети населения (по 38%).
Далее — «добросовестность в работе» (30%). Примерно на одномуровне, по данным последнего опроса, оказались такие отчасти противоположные качества,как «терпимость к людям» и "умение постоять за себя» (29% и 28% соответственно). Но здесь за последние годы произошли изменения. Ранее более востребованным являлась способностьотстоять свои права, а не понять другого. Сейчас они практически на одном уровне.
Реже всего респонденты упоминали такие качества, как «верность и преданность» (12%), вера в Бога (9%), бережливость (6%) и послушание (5%). Они, вероятно, сегодня не считаются способствующими удачномуустройству в жизни.
КАКИЕ ИЗ КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ХОТЕЛИ БЫВОСПИТАТЬ В СВОИХ ДЕТЯХ, КАЖУТСЯ ВАМ САМЫМИ ВАЖНЫМИ?
(Возможно нескольковариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
май.95 |
май.98 |
май.00 |
июн.06 |
июн.07 |
июл.10 |
|
умение добиваться своих целей |
-** |
40 |
43 |
49 |
47 |
48 |
чувство ответственности |
37 |
32 |
37 |
40 |
37 |
41 |
хорошие манеры и умение вести себя в обществе |
35 |
33 |
40 |
31 |
34 |
38 |
умение общаться с людьми |
38 |
34 |
35 |
32 |
33 |
38 |
добросовестность в работе |
36 |
30 |
30 |
33 |
31 |
30 |
терпимость и уважение к окружающим |
24 |
23 |
24 |
26 |
27 |
29 |
умение постоять за себя |
-** |
32 |
32 |
37 |
38 |
28 |
стремление к знаниям |
27 |
32 |
22 |
29 |
28 |
26 |
стремление к успеху |
-** |
15 |
14 |
20 |
22 |
20 |
независимость |
23 |
19 |
16 |
16 |
21 |
17 |
верность и преданность |
13 |
11 |
11 |
14 |
14 |
12 |
вера в Бога |
7 |
8 |
7 |
12 |
12 |
9 |
бережливость |
13 |
7 |
7 |
9 |
10 |
6 |
послушание |
8 |
7 |
5 |
10 |
7 |
5 |
воображение |
3 |
5 |
2 |
3 |
7 |
4 |
другое |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
затруднились ответить |
6 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Женщины чаще называют такие качества, как хорошие манеры и умение вести себя в обществе (40%), добросовестность в работе (33%) и вера в Бога (13%). Мужчины чаще отмечают чувство ответственности (42%) и умение за себя постоять (30%), что свидетельствует об их ориентации на традиционныестереотипы мужского поведения. Молодые россияне 18-24 лет больше высказываютсяв пользу таких качеств, как умение добиваться целей (53%), хорошие манеры(49%), умение общаться с людьми (44%), а также независимость (23%) и стремлениек знаниям (30%), т.е. именно в этой группе преобладают достижительскиеустановки. Респонденты старше 55 лет чаще других упоминают добросовестность в работе (42%) и терпимость к другим людям (35%). Среди россиян в возрасте 25-54 лет ответы распределены примерно одинаково, однако респонденты 40-54 лет чащеупоминают добросовестность в работе (30%), чувство ответственности (41%),терпимость (30%) и независимость (20%).
Лица с высшим образованием чаще называют стремление к знаниям (32%) и к успеху (26%), а также умение отстоять свои права (33%).Респонденты со средним специальным образованием ценят больше способностьдостигать цели (54%), независимость (23%), умение трудиться (33%).
Оценки некоторых качеств напрямую коррелируют с уровнемдохода респондентов. Например, лица с низким уровнем доходов больше другихценят такие качества, как целеустремленность (58%), бережливость (12%) и вера в Бога (15%). И частота упоминания этих качеств падает по мере роста доходареспондентов. Лица с высоким потребительским статусом чаще отмечаютнезависимость (25%), стремление к знаниям (30%) и умение за себя постоять(32%).
КОГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В НАШИ ДНИ ДОЛЖНА ГОТОВИТЬ ШКОЛА?
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
авг.98 |
май.00 |
июн.04 |
апр.06 |
июл.10 |
|
мыслящих людей, |
35 |
31 |
57 |
58 |
58 |
культурных, образованных людей |
68 |
66 |
62 |
67 |
57 |
квалифицированных специалистов |
37 |
35 |
35 |
32 |
33 |
людей, трезво смотрящих на вещи |
33 |
33 |
31 |
29 |
30 |
патриотов |
-** |
-** |
-** |
23 |
29 |
хорошего отца, мужа, мать, хозяйку |
35 |
30 |
27 |
23 |
26 |
надежных защитников Родины |
25 |
28 |
28 |
21 |
24 |
людей, способных обеспечить свое благосостояние |
29 |
30 |
26 |
25 |
23 |
дисциплинированных работников |
19 |
17 |
16 |
17 |
19 |
людей, чувствующих прекрасное |
9 |
11 |
9 |
11 |
12 |
людей, не идущих на компромиссы |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
романтиков и энтузиастов |
5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
другое |
< 1 |
1 |
< 1 |
1 |
1 |
затруднились ответить |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
По мнению 57% россиян, основная задача школы – научить детейдумать и привить им чувство ответственности, а также воспитать культурных и образованных людей. Задачи, связанные с воспитанием патриотов и «надежныхзащитников родины», отмечают 29% и 24% респондентов соответственно.
Женщины чаще ожидают от школы воспитание таких качеств в детях, как общая культура и образование (63%), способности создавать семью и вести домашнее хозяйство (29%), дисциплину в работе (21%), умение чувствоватьпрекрасное (14%), а также способность себя материально обеспечить (25%).Мужчины чаще отвечают, что в задачи школы входит воспитание думающих и ответственных людей (61%), трезво оценивающих ситуацию (32%) и патриотов (32%).Россияне 18-24 лет больше других считают, что школа должна научить чувствоватьпрекрасное (17%), в то же время трезво смотреть на жизнь (37%) и уметьобеспечить свое благосостояние (31%).
Респонденты в возрасте 25-54 лет ответы распределеныпримерно одинаково, однако лица 40-54 лет чаще упоминают воспитание хорошегомужа/жены, хозяйки (32%) , умение чувствовать прекрасное (14%), патриотизма (33%). Среди респондентов с различным уровнем образования ответыраспределены примерно одинаково.
Лица с низким потребительским статусом чаще ждут от школы воспитаниев детях способности мыслить и брать на себя ответственность (62%), а такжехороших семьянинов (28%), романтиков и энтузиастов (31%). Респонденты с высокимуровнем доходов больше других упоминают подготовку квалифицированныхспециалистов (42%) и патриотов (35%).
КЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ВИДЕТЬ ВАШЕГО СЫHА (ДОЧЬ, ВHУКА)?
(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
авг.94 |
дек.98 |
май.04 |
июн.06 |
июн.07 |
июл.10 |
|
юристом, экономистом, финансистом |
-** |
-** |
24 |
23 |
23 |
23 |
программистом, специалистом в области высоких технологий |
-** |
-** |
18 |
21 |
20 |
23 |
врачом |
30*** |
26*** |
17 |
19 |
17 |
22 |
предпринимателем, бизнесменом |
16 |
21 |
14 |
16 |
17 |
17 |
квалифицированным рабочим |
19 |
18 |
12 |
15 |
14 |
16 |
директором банка |
13 |
15 |
11 |
11 |
13 |
14 |
военным, офицером |
11 |
8 |
8 |
13 |
9 |
13 |
инженером |
*** |
*** |
10 |
13 |
12 |
12 |
спортсменом |
12 |
7 |
8 |
10 |
7 |
8 |
владельцем магазина |
7 |
10 |
5 |
6 |
7 |
8 |
профессором, ученым, преподавателем вуза |
9 |
11 |
6 |
6 |
7 |
8 |
артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом |
8 |
11 |
6 |
8 |
7 |
8 |
школьным учителем |
*** |
*** |
4 |
5 |
4 |
6 |
политиком, министром |
3 |
6 |
4 |
5 |
6 |
5 |
социологом, маркетологом, политологом, рекламщиком |
-** |
-** |
4 |
4 |
5 |
4 |
фермером |
4 |
6 |
4 |
3 |
2 |
4 |
священником |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
другое |
7 |
5 |
6 |
6 |
6 |
4 |
затрудняюсь ответить |
22 |
20 |
15 |
12 |
13 |
12 |
*** — предлагался один вариант ответа «врачом, учителем,инженером»
-** — не было в перечне вариантов ответа
Данные нескольких опросов Левада-Центра показывают, чтонабор профессий, которые россияне хотели бы дать своим детям, остаетсядостаточно устойчивым.
Наиболее востребованными остаются профессии юриста, экономистаи специалиста по финансам. Чаще другихсторонниками этих специальностей выступают респонденты с низким потребительскимстатусом (34%). В этом году первое место разделили также специальностипрограммиста и специалиста по высоким технологиям, понемногу год от года набирающиепопулярность. Их больше всего упоминают россияне 25-54 лет (26%), со среднимобразованием (29%), а также жители городов с населением от 100 до 500 тыс.человек (30%).
На втором месте профессия врача. Чаще других ее называютженщины (28%), россияне 25-39 лет (25%), с низким уровнем доходов (26%), атакже жители сёл (25%).
Занятие предпринимательством и бизнесом, находящиеся на третьем месте, больше по душе мужчинам (19%), респондентам 25-39 лет (22%), с высшим образованием (21%), низким потребительским статусом (19%), а такжежителям городов с населением от 100 тыс. человек и более (24%).
Профессии квалифицированного рабочего отдают большепредпочтения респонденты старше 55 лет (22%), со средним образованием (25%),низким уровнем дохода (23%), а также жители небольших городов и сёл (по 18%). Традиционно остаются не слишком популярными творческие профессии(артист, музыкант, художник, писатель, журналист). За них чаще других высказываютсяреспонденты 18-24 лет (16%). На одном месте с творчеством находится и профессиональный спорт. Его чаще упоминают мужчины (10%), респонденты 18-24 лет(12%), с низким уровнем дохода (12%).
Реже всего называют малоприбыльные профессии — школьногоучителя, фермера, священника. Также непопулярной среди реальных и потенциальныхродителей является профессия политика, что, видимо, связано с общим низкиминтересом к политике в российском обществе и негативным восприятием образачиновника.
Одними из наименее востребованных специальностей остаютсятакие гуманитарные специальности, как социолог, маркетолог, политолог и специалист по рекламе. Эти профессии чуть более популярны среди респондентов с высшим образованием, высоким уровнем доходов, а также жителей Москвы. То есть там,где эти профессии являются более востребованными, где населению понятен смысл профессии, а также среди тех, у кого больше возможностей помочь своему ребенку занятьболее высокие позиции в данных профессиональных областях.
Стоит отметить, что при выборе профессии для своего ребенкареспонденты исходят не из того, какая из них считается более прибыльной и доходной, а из того, какая специальность сможет приносить пусть не самыйбольшой (но и не самый низкий), но стабильный и гарантированный доход. Важным является и то, считается ли работа достойной. Таким образом, россияне к вопросувыбора профессии для своего ребенка с прагматичных и рациональных позиций.
КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРОФЕССИЙ/ДОЛЖНОСТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕПРИБЫЛЬНЫМИ, ДОХОДНЫМИ?
авг.08 |
|
банкир |
43 |
«звезда» эстрады |
24 |
судья, прокурор, адвокат |
23 |
депутат |
22 |
министр |
22 |
правительственный чиновник |
21 |
губернатор |
18 |
мэр большого города |
16 |
предприниматель |
13 |
преступный «авторитет» |
13 |
политический деятель |
12 |
врач |
10 |
фотомодель |
5 |
артист |
5 |
проститутка |
5 |
Спортсмен |
4 |
священник, церковный деятель |
3 |
милиционер |
3 |
учитель |
3 |
сотрудник спецслужб |
3 |
фермер |
2 |
Журналист |
2 |
комментатор телевидения |
2 |
квалифицированный рабочий |
2 |
инженер |
2 |
имиджмейкер, специалист по выборам |
2 |
профессиональный нищий |
1 |
офицер армии |
1 |
ученый |
1 |
художник, скульптор |
1 |
писатель |
1 |
другое |
1 |
затруднились ответить |
3 |
* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центрадо 2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнееоб истории центра.