Пресс-выпуски

Поиски доброты в атмосфере тотального недоверия

Россияне заражены недоверием и разобщенностью, но благотворительность и воспитание детей в духе милосердия помогут преодолеть эти наследственные болезни общества, считают эксперты. Международный День спонтанного проявления доброты, который отмечается в пятницу, — лишний повод вспомнить об этом.

Россияне живут в обстановке тотального недоверия друг к другу. Этого можно не замечать, если не покидаешь страну. Но каждый путешественник, который возвращается из-за границы, отмечает, как много вокруг мрачных лиц, мало улыбок, как высока готовность людей к конфликту. Достаточно зайти в разгар рабочего дня в обычную поликлинику или на почту, чтобы в этом убедиться.

Действительно, сегодня в нашей стране как никогда высок уровень недоверия к окружающим. Это видно, например, по росту национализма и ксенофобии среди наших соотечественников. Согласно опросу ВЦИОМ, опубликованному в декабре, 63% москвичей отметили ухудшение межнационального климата в России за последний год.

Разобщенность людей усиливается их ощущением нестабильности ситуации в стране. По данным тех же исследователей, сегодня более половины (56%) россиян не испытывают уверенности в своем будущем.

Окружающим не доверяют и стараются с ними не иметь общих дел трое из четверых взрослых жителей страны, рассказал РИА Новости руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Борис Дубин.

«С одной стороны, они видят в них обузу, а с другой — чувствуют опасность быть обманутыми», — рассказал он.

Уровень агрессии в обществе высокий, и часто ее провоцируют сами сограждане, особенно представители власти, полагает заведующий кафедрой психологии и педагогики Российского Нового Университета Сергей Тентилов.

«Я автомобилист, и в некоторых ситуациях на дороге сам чувствую желание набить кому-то морду, — рассказал он. — Но люди испытывают агрессию не ко всем подряд, а только к хамью, жулью и ворью».

Советский каток раздавил связи между людьми

Ослабление социальных связей среди россиян, еще лет сто назад живущих вполне общинной жизнью, началось после революции 1917 года и продолжалось не один десяток лет в эпоху войн, переселения народов и массовых репрессий, считают эксперты.

Разрыв социальных связей был на руку тоталитарной власти, поскольку он исключал всякую возможность коллективного противостояния государственной машине, считает Борис Дубин.

«Видимо, власть думала, что из материала, напоминающего песок или пыль, удобнее будет строить военизированное общество, похожее на казарму, — воплощение идеала равенства и справедливости, — рассказал он. — Ни равенства, ни справедливости, конечно, не получилось, и казармы тоже. Но большая часть общества, к сожалению, была приведена в такое пескообразное или пылевидное состояние».

Ситуация не изменилась и после распада СССР. В 1990-е годы люди не особенно старались держаться за других, а предпочитали «спасаться в одиночку», по старинной русской логике: если рассыплемся, разбежимся, то скорее уцелеем.

«Сегодня всякие связи россиянина с другими людьми либо не существуют, либо крайне слабые, либо он на эти связи не полагается, их не ценит, и интегрироваться и солидаризироваться ни с кем, кроме ближайших родственников, не хочет», — говорит Борис Дубин.

Россияне устали от одиночества и отсутствия поддержки, но они уже прошли нижнюю точку замерзания, и приближается потепление, считает старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская.

«Я думаю, качество человеческих отношений в ближайшее время будет улучшаться, — рассказала она. — Это чувствуется даже по бытовому поведению. Я обращала внимание, что люди стали чаще брать друг друга за руку в разговоре, улыбаться друг другу, с радостью соглашаться на встречи. Конечно, это явление будет сопровождаться ростом благотворительности».

Ручейки благотворительности

Несмотря на атмосферу недоверия и отчуждения, в России всегда находились люди, готовые творить добро и помогать ближним.
«Мы регулярно узнаем о том, как обычные люди анонимно помогают больным детям, оплачивают огромные счета за операции, и таких случаев очень много», — рассказал Сергей Тентилов.

Во время недавних лесных пожаров социальная взаимопомощь принимала действительно массовый характер. Но в повседневной жизни благотворительность существует, главным образом, в трех социальных группах, считают социологи.

Во-первых, в России сохранились формы традиционного милосердия со стороны людей малообеспеченных, но верующих, соблюдающих христианскую заповедь о любви к ближнему. Правда, эти люди действуют локально и разрозненно, и в поле зрения статистики почти не попадают.

Во-вторых, существенную материальную помощь нуждающимся оказывают некоторые очень богатые люди и их родственники, хотя их круг еще более ограничен.

И, наконец, основной социальной группой, в которой прорастает потребность регулярно помогать нуждающимся, становится пока немногочисленный средний класс.

«С освобождением от унизительной и принудительной бедности и необходимости выживать, склонив голову или скрючившись вчетверо, с появлением определенного уровня свободы, у россиян появляются тяга к другим людям, возникают проявления терпимости, желание принести благо, заинтересованность и позитивная оценка других людей», — говорит Борис Дубин.

Эти три группы представляют собой слабых ручейка терпимости, представления о том, что есть какой-то «ближний», не такой, как ты и твой родственник по крови, но тоже очень важный и интересный, полагает руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра».

«Все-таки советский каток не до конца раздавил представления о помощи ближним. Кое-что, пусть в раскрошенном виде, но осталось», — отметил он.

Но в неписаный этический кодекс поведения в современной России заповедь о любви к ближнему, к сожалению, пока не входит, считает эксперт. По его мнению, средний россиянин сегодня — это человек, пассивно приспосабливающийся, старающийся всячески избежать связей с другими людьми, чтобы не попасть в зависимость от них, признающий зависимость только от государства, но при этом постоянно на него бурчащий, недовольный (и справедливо!) качеством той опеки, которую государство ему оказывает.

Плоды воспитания

Существуют разные точки зрения на то, рождается ли человек добрым по своей природе, или это качество он получает в процессе воспитания. Современные педагоги считают, что добрые чувства необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста.

«Здесь действует «принцип соленого огурца»: если свежий огурец поместить в соленый раствор, он сам станет соленым, — рассказал Сергей Тентилов. — Под действием внешней среды человек способен изменяться к лучшему».

Взрослым психологи советуют чаще вспоминать о делах милосердия. Например, поддерживать контакты с одинокими пожилыми родственниками или бывшими коллегами, заниматься посильными формами благотворительности.

«Иногда стоит дать самому себе пинка, потому что мы бываем ленивыми, любим расслабляться, — рассказала Ольга Маховская. — Но некоторые навыки нужно тренировать постоянно, чтобы они не атрофировались, в том числе и навыки проявления доброты и заботы».

По ее мнению, каждому взрослому человеку, уверенно стоящему на ногах, стоит подумать о том, чтобы взять под опеку кого-то из нуждающихся в помощи.

«Особенно важно уделять внимание детям, это самые «замерзшие» граждане нашей страны. Сегодняшние суициды во многом связаны с их одиночеством. Бегая по работам, мы задолжали детям и старикам, и сегодня пришло время отдавать долги», — резюмировала психолог.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):