Опрос проведен 25-28 октября 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ИНТЕРНЕТОМ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО?
|
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2009 |
2011 |
2012 |
2013 |
Ежедневно, несколько раз в неделю |
2 |
2 |
5 |
7 |
16 |
31 |
37 |
59 |
Около раза в неделю |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
11 |
11 |
3 |
2 или 3 раза в месяц |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
1 |
Примерно 1 раз в месяц |
<1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
Реже 1 раза в месяц |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
Никогда, но у Вас есть доступ в Интернет |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
9 |
Никогда, и у Вас нет доступа в Интернет |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
29 |
Никогда не пользуюсь |
95 |
92 |
85 |
82 |
67 |
53 |
44 |
— |
Ежедневно или несколько раз в неделю пользуются интернетом и электронной почтой чаще всего учащиеся и студенты (92%), специалисты (86%), руководители и управленцы (79%) и в целом мужчины (71%), россияне моложе 25 лет (91%) и в возрасте 25-40 лет (84%, с высшим образованием (76%), высоким потребительским статусом – могут без особых проблем покупать товары длительного пользования (78%), жители Москвы (76%) и городов с населением более 500 тысяч человек (66%).
ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ИНТЕРНЕТОМ, И ЕСЛИ ДА, ТО ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ?
|
Все |
в % от тех, кто пользуется Интернетом |
||
2011 |
2013 |
2011 |
2013 |
|
Для того, чтобы найти нужную информацию |
38 |
44 |
73 |
71 |
Для общения |
32 |
41 |
61 |
66 |
Для развлечения |
25 |
29 |
48 |
47 |
Для того, чтобы следить за последними новостями |
19 |
26 |
37 |
42 |
Для того, чтобы найти/посмотреть какие-либо фильмы |
20 |
26 |
38 |
41 |
Для того, чтобы найти/послушать какую-либо музыку |
20 |
22 |
38 |
36 |
Для того, чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом |
12 |
16 |
23 |
26 |
Для того, чтобы найти/купить какие-либо товары или услуги |
12 |
16 |
23 |
25 |
Для того, чтобы найти/прочитать какие-либо книги |
12 |
13 |
23 |
22 |
Другое |
1 |
1 |
2 |
2 |
Не пользуюсь Интернетом |
48 |
38 |
— |
— |
В приведенных данных видно, что за последние два года количество пользователей интернета в России возросло с 52% до 62%. Больше всего пользователей среди студентов и учащихся (92%), специалистов, руководителей и управленцев (по 91%), а меньше всего – среди пенсионеров (15%). Среди россиян моложе 25 лет пользователей Интернета 91%, а старше 55 лет – 23%. Среди россиян с высшим образованием пользуются Интернетом 82%, а с образованием ниже среднего – 45%. Больше всего интернетчиков в Москве – 80%, а меньше всего среди сельских жителей – 51%.
В последнее время несколько изменились и интересы пользователей. Так, заметно больше они стали следить по Интернету за последними новостями и анализом событий в стране и за рубежом. Цели пользования Интернетом различаются в зависимости от принадлежности россиян к той или иной социально-демографической группе.
Ищут в Интернете нужную информацию чаще всего опрошенные руководители и управленцы (78% — от всех опрошенных), специалисты (76%) учащиеся и студенты (67%) и в целом россияне моложе 25 лет (67%) и 25-40 лет (63%), с высшим образованием (67%), с высоким потребительским статусом (65%), жители Москвы (69%) и городов с населением более 500 тысяч человек (52%).
Для общения пользуются Интернетом больше других учащиеся и студенты (69%), специалисты (61%), домохозяйки (57%), руководители и управленцы (51%) и в целом россияне моложе 25 лет (70%) и 25-40 лет (65%), с высшим образованием (55%), с высоким потребительским статусом (55%) и проживающие в городах с населением более 100 тысяч человек (48%).
Для развлечения используют всемирную сеть скорее всего учащиеся и студенты (63%), специалисты (43%), предприниматели (42%) и в целом мужчины (32%), россияне моложе 25 лет (59%) и 25-40 лет (50%), с высшим образованием (37%), с высокими потребительскими статусом (42%), жители Москвы (44%) и городов с населением более 500 тысяч человек (32%).
Для приобщения к кино и музыке чаще всего пользуются сетью учащиеся и студенты (59% — кино и 60% — музыка), руководители (соответственно 43 и 23%), специалисты (37 и 35%) и в целом мужчины (31 и 25% ), россияне моложе 25 лет (по 52%) и 25-40 лет (43 и 37%), с высшим образованием (33 и 28%), с высоким потребительским статусом (38 и 33%), проживающие в Москве (48 и 42%) и в городах с населением 100-500 тысяч жителей (29 и 28%).
За последними новостями и для понимания происходящего больше других заходят в Интернет учащиеся и студенты (52% — новости и 24% — аналитика), руководители (соответственно 45 и 37%), специалисты (43 и 26%) и в целом мужчины (30 и 21%), россияне моложе 25 лет (36 и 23% ), с высшим образованием (39 и 25%), с высоким потребительским статусом (41 и 26%) и проживающие в Москве (49 и 45%).
Для поиска и покупок товаров пользуются сетью чаще всего руководители (35%), учащиеся и студенты (33%), предприниматели (27%), специалисты (26%) и в целом россияне моложе 25 лет (28%) и 25-40 лет (24%), с высшим образованием (27%), с высоким потребительским статусом (27%) и жители Москвы (41%).
Интересуются литературой в Интернете скорее всего студенты и учащиеся (39%), руководители предприниматели (по 23%), специалисты (20%) и в целом россияне моложе 25 лет (26%) и 25-40 лет (21%), с высшим образованием (17%), с высокими потребительским статусом (20%) и жители Москвы (26%).
НАСКОЛЬКО ДЛЯ ВАС ВАЖНА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ И ВАШЕЙ ПЕРЕПИСКИ В ИНТЕРНЕТЕ?
Очень важна |
29 |
Довольно важна |
29 |
Не слишком важна |
12 |
Совершенно не важна |
8 |
затрудняюсь ответить |
22 |
Конфиденциальность в Интернете чаще всего важна для руководителей и управленцев (85%), студентов и учащихся (75%), служащих (73%), специалистов (72%), предпринимателей (69%) и в целом мужчин (60%), россиян моложе 25 лет (74%) и 25-40 лет (70%), с высшим образованием (75%), с высоким потребительским статусом (65%) и москвичей (69%).
Анализируя представленные данные опроса, можно сделать следующие выводы. В настоящее время при почти тотальном контроле «властной вертикали» основных каналов телевидения, формирующих общественное мнение большинства россиян по социально-политическим проблемам, Интернет начинает становиться их реальным конкурентом. Вполне вероятно с использованием возможностей Интернета создание оппозиционных политических партий способных уже на ближайших выборах преодолеть процентный барьер и быть представленными в Госдуме влиятельными фракциями.
Эти реальную угрозу практической монополии власти одной партии понимают её руководители. Всё чаще в СМИ появляется информации об ограничениях свободы различного рода обмена информации в рунете.